В. «Хортиця місцевість на Борисфені. Тут Дмитро Вишневесula, стародавній преславний герой, уславлений своїми военними звитягами, по-
ставив сались фортецю. Середину цього місця оточив кам'яним журек ma
огорожею з дубів, що піднеслися, зміцнені природою та Богом. Унаслідок
цього він міг протидіяти наступові кримського хана та сил усief lого орди.
Во все времена армия являлась одним из важнейших элементов, входящих в понятие государства, осуществлявшим две основные функции - внутреннюю, т. е. в экстремальной ситуации сохранению существующего строя, и внешнюю - охрана и защита территориальных интересов государства. Роль армии в выполнении каждой из этих функций в определённые исторические периоды становилась большей или меньшей, - что зависело от того, насколько гражданский правительственный аппарат (администрация, полиция, суды, внешнеполитическое ведомство и т. д.) успешно справлялся со своими обязанностями.
Одной из особенностей государственного развития царской России 3-й четверти XIX в. явилась сильно возросшая роль армии в выполнении внутренней функции государства. Произошло это в связи с начавшейся в 1861 г. крестьянской реформой и усилением крестьянских волнений, участием в подавлении восстания в Польше.
Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. показало экономическую, военную и культурную отсталость России от многих европейских государств и поставило во об упразднении крепостного права и проведении буржуазных реформ. К этому подталкивал и общий ход социально - экономического развития России, заключавшийся в зарождении нового, капиталистического строя на месте изжившего себя, феодально-крепостнического.
Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/provedenie-voennyh-reform-v-60-70-e-gody-xix-veka-v-rossii#ixzz6K5KP2Hl3
Объяснение:
у меня не кратко
Объяснение:
Формирование буржуазии и рабочего класса. Первые шаги рабочего движения
Бурное развитие фабрично-заводской промышленности, торговли и транспорта в пореформенной России обусловили крупные изменения в социальном облике страны. Наряду с традиционными классами - дворянством и крестьянством - складываются новые общественные слои - торгово-промышленная буржуазия и пролетариат. Постепенное втягивание карельского края в орбиту капиталистической модернизации также становлению здесь этих новых социальных сил.
Преобладающая роль сельского хозяйства и крестьянских промыслов, относительно слабое развитие промышленности и активный рост торговли определяли особенности формирования местной буржуазии. Для нее основными источниками накопления капиталов являлись торговля и торгово-ростовщические операции: скупка и перепродажа промысловой продукции, доставка и реализация по повышенным ценам хлебопродуктов и промышленных изделий, мелкое кредитование, выполнение казенных подрядов. Сказывалось и интенсивное проникновение в наиболее перспективные отрасли промышленности (лесопиление, лесозаготовки, горное дело) крупного капитала из ближайших деловых центров страны - Петербурга и Архангельска, а частично и из-за границы. Имел место также и отток местных капиталов в Петербург и Финляндию (особенно из северных районов).
Часть буржуазии Карелии составляли потомки купеческих фамилий XVIII - первой половины XIX в. (Антоновы, Базегские, Богатенковы, Захарьевы, Пименовы, Серебряковы и др.), передававшие свои капиталы по наследству. Однако большинство буржуазно-предпринимательской элиты являлись выходцами из "неименитой" среды, главным образом из разбогатевших крестьян и, в редких случаях, из мещан. Так, например, основатель и владелец Керетского лесозавода Ф. Савин - местный крестьянин, разбогатевший на операциях по скупке мурманской рыбы и доставке ее в Архангельск и Петербург. Владельцы крупнейших магазинов Петрозаводска в конце XIX в. П. Ипатова, братья Матвей и Михаил Леймановы, Ф. Тихонов выдвинулись из среды жителей пригородных селений. В.Е. Куттуев, ставший в середине 1890-х гг. владельцем Куйтежского железопередельного завода, еще в начале 80-х гг. числился торгующим крестьянином Рыпушкальской волости. Именно выходцы из крестьян, наряду с деятельностью в торгово-посреднической сфере, стали к концу XIX в. наиболее активно включаться в организацию крупных лесозаготовительных операций: Кирьяновы, Кипрушкины и Фершуковы из Ладвы, Афонины и Селиверстовы из Остречинской волости, Кораблевы из Шалы.
В среду формирующейся буржуазии края входили не только русские, но и карелы (Куттуевы из Олонца, владелец лесного двора в Петрозаводске А. Калинин из д. Онгамукса волости, крупный скупщик и торговец П. Григорьев-Тергуев из Ребольской волости и др.), а также представители других национальностей. Судя по документам, выданным на право торговли и промыслов, численность крупной буржуазии в крае к середине 1880-х гг. можно определить приблизительно в 300-400 человек73.
Процесс формирования пролетариата происходил в основном двумя путями. В старейшей отрасли индустрии - казенной металлургии - кадры пролетариев складывались преимущественно из потомственных мастеровых, освобожденных в 1861 г. от принудительного труда и поступивших на заводы по вольному найму, а также из членов их семей. Для других отраслей промышленности, включая частную металлургию и лесопиление, главным источником комплектования рабочих кадров явилось крестьянство Олонецкой и некоторых сопредельных уездов Архангельской губернии. Обстановка крупного промышленного производства приводила к постепенному отрыву вчерашних крестьян от земли. По данным фабричной инспекции, к 1898 г. 26% рабочих частных предприятий Олонецкой губернии не имели в деревне ни дома, ни земли. Кроме того, многие рабочие лишь формально продолжали числиться держателями деревенских наделов, но не принимали личного участия в их обработке.
Общая численность постоянных фабрично-заводских рабочих в Карелии за четыре пореформенных десятилетия увеличилась в 2,3 раза и к 1900 г. составила 3,5 тыс. человек. На первое место к началу XX в. вышла лесопильная промышленность. В ней было занято 1,9 тыс. человек, в том числе 1,5 тыс. - на лесозаводах Карельского В казенной металлургии (на Александровском заводе и его отделениях в Кончезере и Валазме) работало около тысячи человек, в частной металлургии и на { предприятиях прочих отраслей - 0,6 тыс. человек74.