временный высший орган государственной власти,которому принадлежит власть устанавливать основы государственного строя, оформлять основы политических прав народа и т.д.. созываемый для выработки и принятия (либо только для выработки) конституции. Наряду с этой "учредительной властью" У.с. в период своей деятельности иногда может осуществлять также обычные функции органа законодательной власти.
Идея У.с. коренится в учении о народном суверенитете и ведет свое происхождение от теории договорного происхождения государства, согласно которому сам народ, которому только и принадлежит власть устанавливать для себя
формы государственного устройства, путем договора ограничивает свои естественные права, отчуждая их в пользу государства.
У.с. различаются по формирования и своей компетенции. Наиболее часто У.с. формируются путем всеобщих и прямых выборов. В то же время мировой конституционной практике известны У.с., часть членов которых избираются прямыми или непрямыми выборами, а часть назначается или делегируется (такими У.с. были приняты, например, конституции Турции 1982 г., Ганы 1992 г., Уганды и Бирмы 1994 г.). По ком-петенции У.с. принято делить на суверенные и несуверенные. Суверенным является учредительное собрание,которое не только разрабатывает, но и принимает новую конституцию (У.с. в США 1787 г.. Италии 1947 г., Индии 1950 г.). Несуверенное У.с.разрабатывает и принимает проект конституции, но окончательное решение по нему принимается либо избирателями на референдуме (первое и второе У.с. Франции 1946 г.), либо другим государственным органом.
Первым У.с. в истории нового времени был Конгресс представителей английских колоний в Северной Америке в 1776 г., принявший знаменитую Декларацию независимости. Следующим за ним было У.с. в Филадельфии 1787 г. (под названием Конвента), принявшее Конституцию США, действующую и поныне. В Европе первое У.с. появилось с началом Великой французской революции. Оно организовалось из созванных королем Людовиком XVI в 1789 г.
Особенно сильное влияние эта война оказала на экономику России. Размах боевых действий, потребность армии в вооружении и технике превзошли все прогнозы. Правящие круги и держав Антанты, а в частности и Россия, рассчитывали на скоротечный характер войны, однако все эти расчеты оказались несостоятельными. Странам-участницам конфликта пришлось мобилизовать всю свою экономику, промышленность и хозяйство для военных нужд. Однако русская армия ощутила нехватку вооружения уже в первые месяцы войны. Запас снарядов, полученный вследствие мобилизации экономики, был израсходован за четыре месяца, для восстановления которого был необходим год. Вследствие этого с декабря 1914 по март 1915 г. армия получила не больше трети необходимого количества оружия. Решить проблему снабжения фронта с одних лишь государственных заводов не удавалось. [2] Можно отметить, что вся глубина кризиса снабжения вооружением русской армии проявила себя весной и летом 1915 г. во время наступления австро-германских войск на Восточном фронте. В условиях не бюрократии решить данный кризис буржуазное сословие попыталось взять на себя руководство военно-экономической мобилизацией хозяйства. В связи с этим на IX съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов. Данные комитеты должны были заниматься переводом частных предприятий на военные рельсы для нужд армии. Правда, деятельность комитетов имела значение только для обеспечения фронта вещевым и продовольственным довольствием
УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
временный высший орган государственной власти,которому принадлежит власть устанавливать основы государственного строя, оформлять основы политических прав народа и т.д.. созываемый для выработки и принятия (либо только для выработки) конституции. Наряду с этой "учредительной властью" У.с. в период своей деятельности иногда может осуществлять также обычные функции органа законодательной власти.
Идея У.с. коренится в учении о народном суверенитете и ведет свое происхождение от теории договорного происхождения государства, согласно которому сам народ, которому только и принадлежит власть устанавливать для себя
формы государственного устройства, путем договора ограничивает свои естественные права, отчуждая их в пользу государства.
У.с. различаются по формирования и своей компетенции. Наиболее часто У.с. формируются путем всеобщих и прямых выборов. В то же время мировой конституционной практике известны У.с., часть членов которых избираются прямыми или непрямыми выборами, а часть назначается или делегируется (такими У.с. были приняты, например, конституции Турции 1982 г., Ганы 1992 г., Уганды и Бирмы 1994 г.). По ком-петенции У.с. принято делить на суверенные и несуверенные. Суверенным является учредительное собрание,которое не только разрабатывает, но и принимает новую конституцию (У.с. в США 1787 г.. Италии 1947 г., Индии 1950 г.). Несуверенное У.с.разрабатывает и принимает проект конституции, но окончательное решение по нему принимается либо избирателями на референдуме (первое и второе У.с. Франции 1946 г.), либо другим государственным органом.
Первым У.с. в истории нового времени был Конгресс представителей английских колоний в Северной Америке в 1776 г., принявший знаменитую Декларацию независимости. Следующим за ним было У.с. в Филадельфии 1787 г. (под названием Конвента), принявшее Конституцию США, действующую и поныне. В Европе первое У.с. появилось с началом Великой французской революции. Оно организовалось из созванных королем Людовиком XVI в 1789 г.