В якій країні регентом був голова церкви? 4. Яка країна перемогла «Непереможну армаду»? 5. В яких країнах у XVI - XVII ст. відбулась зміна королівських династій? 6. Про якого короля говорили, що «над його імперією ніколи не заходить сонце»?
Проблемы послевоенного устройства Европы. Страны Восточной Европы после второй мировой войны оказались в сфере влияния СССР. Они составили затем основу "социалистического лагеря" на Европейском континенте, именно благодаря соглашениям великих держав восстановили государственность, обрели национально-государственные границы, гарантии территориальной целостности и стали важнейшим компонентом системы международных отношений.
но начавшавшийся во второй половине 40-х годов тпереход от сотрудничества великих держав к "холодной войне" и оформление биполярной структуры мира – не могла не оказывать влияния на общественно-политическое развитие Европейского континента, всё более превращая восточно-европейский регион в геополитическое пространство жёсткого противостояния СССР и западных держав.
Несмотря на то, что договорённости великих держав, во многом предопределённые успехами Красной Армии, фиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Югославии, Албании, а также Финляндии, части Германии и Австрии в сферу влияния СССР, реализация его интересов в этом регионе оказывалась очень непростой. Таким образом "холодная война" разразилась непосредственно в Восточной Европе.
В начале XX в. Россия оставалась одной из немногих в Европе абсолютных монархий. Последний русский император Николай II (1894-1917 гг.) уже в первых своих выступлениях заявлял, что будет «охранять начала самодержавия твердо и неуклонно», а предложения об участии представителей общественности в делах управления назвал «бессмысленными мечтаниями». Император сосредотачивал в своих руках всю полноту верховной законодательной, исполнительной и судебной власти. Неограниченный характер его воли оговаривался в 1-й статье свода Основных Государственных законов Российской империи. В 1897 г. в России проводилась Первая всероссийская перепись населения. В ней участвовал и Николай II. В графе «Род занятий» он написал: «Хозяин земли русской».
Верховным совещательным органом при царе являлся, возникший еще в начале XIX в., Государственный Совет. Все его члены назначались императором из высших чиновников. В компетенцию Совета входили: вопросы законодательства, высшие административные проблемы, финансовые меры и судебные дела. Число членов Государственного совета не было постоянным. Если в год учреждения (1810 г.) их было назначено 86, то в 1890 г. — 60, а в начале XX в. — более ста. В отсутствие императора общие заседания Совета возглавлял Председатель, назначенный царем. Работа этого органа велась как на общих заседаниях, куда приглашались министры, так и в особых подразделениях — департаментах: законов, гражданских и духовных дел, военных дел, государственной экономии. При Государственном совете состояла Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем, которая и распределяла дела по департаментам. Наиболее мелкие дела департаменты решали самостоятельно, остальные — передавали на общее заседание или сразу императору. Все решения Госсовета утверждал (или не утверждал) государь.
Император осуществлял исполнительную власть через Комитет министров. Министры не составляли правительства, а назначались царем персонально. ответственны они были только перед ним. В Комитет входили 22–23 человека: председатели департаментов Госсовета, министры, главноуправляющие отдельными частями на правах министров, государственный секретарь и «посторонние члены». В ведении Комитета министров находились разнообразные текущие дела государства. Права инициативы этот орган не имел, а решения в нем принимались «высочайшим утверждением».
Министерства как главные ведомственные органы были учреждены в России еще в начале XIX в. В начале XX в. министерств и приравненных к ним органов было 14. Делились они на департаменты, главные управления, отделы, которые подготавливали дела на доклад министру. Ключевым среди этих учреждений являлось Министерство внутренних дел. В его ведении находились все административно-полицейские учреждения страны. Министр внутренних дел был наделен полномочиями учреждать гласный полицейский надзор, предписывать административную ссылку, разрешать и запрещать выпуск периодических изданий, контролировать деятельность местного управления. Важную роль в государственной системе занимало также Министерство финансов. Оно ведало источниками государственных доходов и распределением средств между ведомствами, а до 1905 г. — управляло всей внутренней и внешней торговлей и большей частью промышленного производства.
К центральным ведомствам относился также Святейший Синод, через который император управлял делами православной церкви. Волю самодержца в этом органе осуществлял специально назначенный чиновник — обер-прокурор Синода. До октября 1905 г. эту должность занимал известный реакционер и консерватор К.П. Победоносцев, пользовавшийся значительным влиянием на Николая II.
Высшим государственным учреждением был и Сенат, который также делился на департаменты. К основным функциям Сената можно отнести: публикацию законов, решение споров о казенном имуществе, утверждение в должности уездных судей, удостоверение принадлежности к сословиям, рассмотрение дел по земельному устройству крестьян, надзор за законностью управления, принятие кассационных жалоб.
Местное управление осуществляли губернаторы и генерал-губернаторы, являвшиеся представителями и наместниками императора. Как было указано выше, их деятельностью руководило Министерство внутренних дел.
Проблема реформирования политического строя остро стояла в России начала XX в. Многие передовые деятели не принимали принцип неограниченной самодержавной власти. Однако в Российской империи не существовало законов, предоставлявших населению политические права и свободы, а, следовательно, не могло существовать легальных оппозиционных партий и политической борьбы. Не приходилось ждать и добровольных реформ «сверху». Николай II, как и его отец, был уверен в том, что «самодержавие создало историческую индивидуальность России, рухнет самодержавие, … тогда с ним рухнет и Россия».
Проблемы послевоенного устройства Европы. Страны Восточной Европы после второй мировой войны оказались в сфере влияния СССР. Они составили затем основу "социалистического лагеря" на Европейском континенте, именно благодаря соглашениям великих держав восстановили государственность, обрели национально-государственные границы, гарантии территориальной целостности и стали важнейшим компонентом системы международных отношений.
но начавшавшийся во второй половине 40-х годов тпереход от сотрудничества великих держав к "холодной войне" и оформление биполярной структуры мира – не могла не оказывать влияния на общественно-политическое развитие Европейского континента, всё более превращая восточно-европейский регион в геополитическое пространство жёсткого противостояния СССР и западных держав.
Несмотря на то, что договорённости великих держав, во многом предопределённые успехами Красной Армии, фиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Югославии, Албании, а также Финляндии, части Германии и Австрии в сферу влияния СССР, реализация его интересов в этом регионе оказывалась очень непростой. Таким образом "холодная война" разразилась непосредственно в Восточной Европе.
Верховным совещательным органом при царе являлся, возникший еще в начале XIX в., Государственный Совет. Все его члены назначались императором из высших чиновников. В компетенцию Совета входили: вопросы законодательства, высшие административные проблемы, финансовые меры и судебные дела. Число членов Государственного совета не было постоянным. Если в год учреждения (1810 г.) их было назначено 86, то в 1890 г. — 60, а в начале XX в. — более ста. В отсутствие императора общие заседания Совета возглавлял Председатель, назначенный царем. Работа этого органа велась как на общих заседаниях, куда приглашались министры, так и в особых подразделениях — департаментах: законов, гражданских и духовных дел, военных дел, государственной экономии. При Государственном совете состояла Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем, которая и распределяла дела по департаментам. Наиболее мелкие дела департаменты решали самостоятельно, остальные — передавали на общее заседание или сразу императору. Все решения Госсовета утверждал (или не утверждал) государь.
Император осуществлял исполнительную власть через Комитет министров. Министры не составляли правительства, а назначались царем персонально. ответственны они были только перед ним. В Комитет входили 22–23 человека: председатели департаментов Госсовета, министры, главноуправляющие отдельными частями на правах министров, государственный секретарь и «посторонние члены». В ведении Комитета министров находились разнообразные текущие дела государства. Права инициативы этот орган не имел, а решения в нем принимались «высочайшим утверждением».
Министерства как главные ведомственные органы были учреждены в России еще в начале XIX в. В начале XX в. министерств и приравненных к ним органов было 14. Делились они на департаменты, главные управления, отделы, которые подготавливали дела на доклад министру. Ключевым среди этих учреждений являлось Министерство внутренних дел. В его ведении находились все административно-полицейские учреждения страны. Министр внутренних дел был наделен полномочиями учреждать гласный полицейский надзор, предписывать административную ссылку, разрешать и запрещать выпуск периодических изданий, контролировать деятельность местного управления. Важную роль в государственной системе занимало также Министерство финансов. Оно ведало источниками государственных доходов и распределением средств между ведомствами, а до 1905 г. — управляло всей внутренней и внешней торговлей и большей частью промышленного производства.
К центральным ведомствам относился также Святейший Синод, через который император управлял делами православной церкви. Волю самодержца в этом органе осуществлял специально назначенный чиновник — обер-прокурор Синода. До октября 1905 г. эту должность занимал известный реакционер и консерватор К.П. Победоносцев, пользовавшийся значительным влиянием на Николая II.
Высшим государственным учреждением был и Сенат, который также делился на департаменты. К основным функциям Сената можно отнести: публикацию законов, решение споров о казенном имуществе, утверждение в должности уездных судей, удостоверение принадлежности к сословиям, рассмотрение дел по земельному устройству крестьян, надзор за законностью управления, принятие кассационных жалоб.
Местное управление осуществляли губернаторы и генерал-губернаторы, являвшиеся представителями и наместниками императора. Как было указано выше, их деятельностью руководило Министерство внутренних дел.
Проблема реформирования политического строя остро стояла в России начала XX в. Многие передовые деятели не принимали принцип неограниченной самодержавной власти. Однако в Российской империи не существовало законов, предоставлявших населению политические права и свободы, а, следовательно, не могло существовать легальных оппозиционных партий и политической борьбы. Не приходилось ждать и добровольных реформ «сверху». Николай II, как и его отец, был уверен в том, что «самодержавие создало историческую индивидуальность России, рухнет самодержавие, … тогда с ним рухнет и Россия».