Совсем не случайно миф о потопе сложился именно в этом регионе. В силу климатических условий Двуречье явилось одним из тех регионов, где могла зародиться цивилизация. К тому же в Двуречье сравнительно частые разрушительные наводнения. Именно в Двуречье шумеры испытали это стихийное бедстие - разлив Тигра и Евфрата - потоп, который затопил многие шумерские поселения. Впоследствии шумеры выстроили новые города и всю свою историю разделили на два больших периода — «до потопа» и «после потопа» . Этот миф просуществовал тысячелетия. К шумерскому первоисточнику восходят вавилонский миф о потопе и многие другие. Легенда о потопе, возникшая у шумеров и впервые ими записанная, вошла в мифологию и религию многих народов. Через посредство Библии она стала достоянием всех монотеистических религий, где фигурирует в качестве одного из основных сюжетов. Читая в Библии о том, как бог, разгневанный прегрешениями людей, постановил: «...Через семь дней Я наведу дождь на землю сорок дней и сорок ночей и сотру с лица земли всякое существо, которое Я создал» , следует помнить, что библейский рассказ о потопе - не оригинальная легенда. Его шумерский прототип возник за две тысячи лет до времени составления Библии.
Главные события войны с джунгарами происходят в 1723-1727 гг. , вошедшие в как "годы великого бедствия" ("актабан шобырынды"). решаюшую роль в отражении агрессии джунгар сыграли всеказахские сходы (съезды) , где решением биев (наставниками) трех жузов толе-би, казыбек-би, айтеке-би предпринимаются меры по созданию народного ополчения, единого фронта обороны и отражения нападения джунгар. решающую роль в народном ополчении (1727 у р. буланты; 1729 – анракайская битва) казахов против джунгарской агрессии сыграли всеказахские съезды, деятельность народных батыров кабанбая, богенбая, наурызбая, карасая, полководческий талант абылая и других.