В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность того, как искусство часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной.
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.
Искусство:
1. воплощало в зримых образах идеи религии;
2. прославляло и увековечивало героев, правителей-вождей.
Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали.
Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства.
Если рассматривать взаимодействие двух этих отраслей социальной жизни, то становится очевидным, что еще много веков назад это было очень важным инструментом влияния на людей. Особенно сильно искусство и власть зависели друг от друга в древних сверхдержавах. Так, Римская империя периода расцвета славится своими скульптурами, изображавшими императоров и полководцев. Мы видим их идеальное телосложение, классические черты лица, наполненные смелостью и мужеством, и невольно проникаемся к ним уважением. Что уж говорить об их современниках?
Если рассматривать искусство и власть в более поздний период, то можно проследить существенные изменения. Приемы скульпторов, художников и поэтов стали более изощренными, так как повлиять на сознание человека становилось все сложнее. Теперь писатели по заказу королевской администрации создавали витиеватые поэмы, в которых описывали подвиги и величественные поступки правящих особ. Искусство тех времен подарило человечеству немало выдающихся артефактов. Так, Наполеон I, стремясь увековечить силу и мощь своей армии, распорядился о создании в центре Парижа Триумфальной арки, которая великолепно сохранилась до наших дней.
Соотношение власти и искусства в нашей стране
История взаимодействия этих категорий в России возносится к 15-му веку. В это время Византия, являвшаяся наследницей Древнего Рима, пала под натиском варваров. Культурным и православным центром Евразии стала Москва. Наше государство переживало бурный географический и экономический рост, что требовало создания соответствующего имиджа. Двор московских царей стал пристанищем для выдающихся культурно образованных и религиозных деятелей. В их число вошли талантливые иконописцы, архитекторы, музыканты и строители.
1. а) Стояние на угре - 2) 1480. б) Битва при Грюнвальде - 3) 1410. в) Взятие Москвы Тохтамышем - 4) 1382.
2. а) Ягайло.
3. Полк правой руки, полк левой руки, передовой полк; засадный полк, ... сторожевой полк, большой полк.
4. в) Князь Владимир Серпуховской и воевода Дмитрий Боброк-Волынец.
5. 1) Разгром Мамаевой орды не привел к немедленному и полному свержению монголо-татарского гнета. 2) Эта победа имела политическое значение. Битва показала, что результата можно добиться только объединенными силами всей русской земли. 3) Битва окончательно закрепила значение Москвы как русской национальной столицы, а московского князя как национального вождя, организатора борьбы за национальное освобождение и единство.
6. б) Едигей.
7. а) Ордынские.
8. 1) Поражение Витовта и Тохтамыша от золотоордынского хана - а) На берегу Шелони. 2) Куликовская битва - г) непрядва. 3) Разгром полководца Мамая – Бегича Московской ратью под командованием Дмитрия Ивановича - в) воже. 4) Поражение новгородского войска, нанесённое русской ратью под руководством Ивана III - б) Ворсклы.
9. 1) Марфа Борецкая - А) вторая жена Ивана III, племянница последнего византийского императора; 2) Софья Витовтовна - Б) вдова казнённого посадника Новгорода, возглавившая антимосковскую партию после его казни; 3) Зоя Палеолог - В) мать Василия II, сорвавшая с Василия Юрьевича (Косого) золотой пояс, принадлежавший Дмитрию Донскому, похищенный из московской казны.
10. б) жидовствующие.
11. Местничество - система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве. Приказы - Официальное распоряжение органа власти (войскового начальника, руководителя учреждения).
12. Распространение великокняжеской власти на всю Великороссию.
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.
Искусство:
1. воплощало в зримых образах идеи религии;
2. прославляло и увековечивало героев, правителей-вождей.
Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали.
Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства.
Если рассматривать взаимодействие двух этих отраслей социальной жизни, то становится очевидным, что еще много веков назад это было очень важным инструментом влияния на людей. Особенно сильно искусство и власть зависели друг от друга в древних сверхдержавах. Так, Римская империя периода расцвета славится своими скульптурами, изображавшими императоров и полководцев. Мы видим их идеальное телосложение, классические черты лица, наполненные смелостью и мужеством, и невольно проникаемся к ним уважением. Что уж говорить об их современниках?
Если рассматривать искусство и власть в более поздний период, то можно проследить существенные изменения. Приемы скульпторов, художников и поэтов стали более изощренными, так как повлиять на сознание человека становилось все сложнее. Теперь писатели по заказу королевской администрации создавали витиеватые поэмы, в которых описывали подвиги и величественные поступки правящих особ. Искусство тех времен подарило человечеству немало выдающихся артефактов. Так, Наполеон I, стремясь увековечить силу и мощь своей армии, распорядился о создании в центре Парижа Триумфальной арки, которая великолепно сохранилась до наших дней.
Соотношение власти и искусства в нашей стране
История взаимодействия этих категорий в России возносится к 15-му веку. В это время Византия, являвшаяся наследницей Древнего Рима, пала под натиском варваров. Культурным и православным центром Евразии стала Москва. Наше государство переживало бурный географический и экономический рост, что требовало создания соответствующего имиджа. Двор московских царей стал пристанищем для выдающихся культурно образованных и религиозных деятелей. В их число вошли талантливые иконописцы, архитекторы, музыканты и строители.
б) Битва при Грюнвальде - 3) 1410.
в) Взятие Москвы Тохтамышем - 4) 1382.
2. а) Ягайло.
3. Полк правой руки, полк левой руки, передовой полк; засадный полк, ... сторожевой полк, большой полк.
4. в) Князь Владимир Серпуховской и воевода Дмитрий Боброк-Волынец.
5. 1) Разгром Мамаевой орды не привел к немедленному и полному свержению монголо-татарского гнета.
2) Эта победа имела политическое значение. Битва показала, что результата можно добиться только объединенными силами всей русской земли.
3) Битва окончательно закрепила значение Москвы как русской национальной столицы, а московского князя как национального вождя, организатора борьбы за национальное освобождение и единство.
6. б) Едигей.
7. а) Ордынские.
8. 1) Поражение Витовта и Тохтамыша от золотоордынского хана - а) На берегу Шелони.
2) Куликовская битва - г) непрядва.
3) Разгром полководца Мамая – Бегича Московской ратью под командованием Дмитрия Ивановича - в) воже.
4) Поражение новгородского войска, нанесённое русской ратью под руководством Ивана III - б) Ворсклы.
9. 1) Марфа Борецкая - А) вторая жена Ивана III, племянница последнего византийского императора;
2) Софья Витовтовна - Б) вдова казнённого посадника Новгорода, возглавившая антимосковскую партию после его казни;
3) Зоя Палеолог - В) мать Василия II, сорвавшая с Василия Юрьевича (Косого) золотой пояс, принадлежавший Дмитрию Донскому, похищенный из московской казны.
10. б) жидовствующие.
11. Местничество - система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве.
Приказы - Официальное распоряжение органа власти (войскового начальника, руководителя учреждения).
12. Распространение великокняжеской власти на всю Великороссию.