В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного,
соответствуют понятию «собственность». Укажите термин, относящийся к другому
понятию.
1. Владение
2. Распоряжение
3. Творчество
4. Пользование
5. Наследование
6. Имущество
В2. Распределите в два столбика услуги 1- коммунальные 2- жилищные
(записать цифры)
1- коммунальные 2- жилищные
1) Газоснабжение,
2) горячее водоответвление,
3) капитальный ремонт,
4) электроснабжение
5) содержание и ремонт жилья
6) предоставление жилья по договору найма
7) отопление
В3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их
определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
1) акция А) превышение доходов от продажи товаров и услуг над
затратами на их производство и реализацию
2) бюджет Б) специальные знания, умения. Навыки, полученные
работником для практической деятельности
3) прибыль В) ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на
получение части прибыли в виде дивидендов и на участие в
управлении
4) капитал Г) план доходов и расходов на определенный период
5) квалификация Д) имущество приносить доход
ответ:
В4. Установите соответствие между функциями государства и примерами их
проявления:
ПРИМЕРЫ ФУНКЦИИГОСУДАРСТВА
А. Защита конституционного строя. 1) внешние
Б. Организация таможенной службы. 2) внутренние
В. Международное сотрудничество.
Г. Социальное обеспечение по возрасту, инвалидности.
В5.Назовите слово,которое обобщает все приведенные слова.
а) Внешняя, оптовая, внутренняя, розничная.- ……………………
б) Гражданские, политические, экономические, социальные, культурные.- …….
В)убийство,грабеж,разбой, - …………………..
Часть 3 (С) Внимательно прочитайте фрагмент текста. Выполните задания С1 –
С4.
Человек, общество, природа
Отношение человека к природе постоянно менялось: восхищение и преклонение перед
природной стихией сменялось противодействием ей. Человек стремился подчинить
природу своей воле и, вторгаясь в природную среду, думал о том, как сделать свою жизнь
более комфортной. Взаимодействие с окружающей средой превращалось в
противодействие ей.
Современное общество называют обществом потребления, и именно оно несёт
ответственность за многие экологические преступления. Среди глобальных экологических
проблем можно отметить следующие:
—уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
— стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
1 2 3 4 5
—Мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и
перестает быть регулятором природных процессов;
—атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый
воздух становится дефицитом.
Какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем? Прежде
всего, следует перейти от потребительского подхода к природе к поиску гармонии с ней.
Для этого, в частности, необходим целый ряд мер по экологизации производства:
природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых
проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.
Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы,
является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно
энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее
значение.
Еще одним направлением в решении экологической проблемы и, может быть, в
перспективе — самым важным из всех, является формирование в обществе
экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над
которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и
воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и
проводиться с раннего детства.
По материалам журнала «Экология в школе»
С1 Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные смысловые
фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Дисидентський (опозиційний) рух виник в Україні в середині 1950-х років як форма протесту проти дій партійно-державного апарату та порушення ним радянських законів. Слово «дисидент» означає «незгодний» і пояснюється як «людина протестна», яка відкрито протиставляє свої погляди панівній ідеології та рішуче захищає свої переконання. Синонімом слова «дисидент» стало «правозахисник» — людина, яка виборює громадянські, релігійні та національні права.
Дисидентство охопило всі регіони України та найбільші міста, набуваючи національно-демократичного забарвлення. Дисидентський рух в Україні заявив про себе ще навіть раніше, аніж у тогочасних Ленінграді, Москві та інших містах Росії.
Основними причинами виникнення дисидентського руху були політичні: відсутність справжньої політичної самостійності республіки, однопартійна система, яка позбавляла суспільство демократичного вибору шляхів політичного розвитку, забороняла діяльність опозиції, установила цензуру, відкидала будь- які законні можливості для зміни влади, призвела до небаченої бюрократизації системи управління. Не менш важливими були й національно-культурні причини. Серед них насамперед вирізнялися політика зросійщення, позбавлення українського народу самобутніх рис, можливостей для вільного національно- культурного розвитку. Соціально-економічні причини полягали в низькому рівні життя, нав’язуванні Україні невідповідної її потребам і можливостям моделі економічного розвитку, суперечностях економічної політики. Дисидентський рух зумовлювали також релігійні причини, породжені державною антирелігійною політикою й антидемократичними засобами, якими вона проводилася.
Названими причинами були зумовлені й напрями дисидентського руху. Найрадикальнішим і найбільш переслідуваним напрямом був політичний, самостійницький. Представники цього руху мали за мету здобуття державної незалежності України. Головним засобом її здійснення обрали агітацію за вихід зі складу СРСР.
Національно-культурний напрям зосереджувався на питаннях задоволення духовних і культурних потреб українського народу шляхом відродження національної самобутності, традицій мови, усебічного та правдивого висвітлення історії. Представники цього напряму засуджували й чинили опір зросійщенню.
Правозахисний напрям об’єднував людей, що виступали проти незаконних арештів і закритих політичних судів, порушення соціальних, економічних, культурних прав українців як людей і громадян.
Переслідування радянською владою служителів церкви та віруючих покликали до життя рух за свободу совісті, який теж був органічною складовою дисидентського руху. Напрями дисидентського руху не були чітко розмежованими. У діях і заявах дисидентів завжди органічно поєднувалися зусилля, які можна було розцінити як утілення кількох різних напрямів. Українське дисидентство як форма національно-визвольного руху характеризувалося комплексом ознак. Передусім це була мирна, ненасильницька форма боротьби з владою за вплив на свідомість суспільства. Цей рух не мав чітко визначених організаційних форм, а складався з різноманітних гуртків, спілок, об’єднань, комітетів. Він мав загальноукраїнський характер і був представлений своїми активними учасниками та прихильниками в усіх регіонах України. Дисидентство охоплювало різні соціальні верстви. Насамперед це було молоде покоління інтелігенції, яке готувалося взяти на себе відповідальність за долю свого народу. Здебільшого це не були відверті противники комунізму. Більшість із них щиро прагнула вдосконалити соціалістичний лад
Иван Грозный тиран или реформатор?
Это очень сложный вопрос, на который невозможно дать однозначный ответ «тиран» или «реформатор».
Безусловно, будучи тем или другим, он был сильным царем, который расширил территорию, поднял Россию в глазах ведущих европейских держав, укрепил власть царя, провел реформы, развивалось самоуправление.
Но он также вел эгоистичную политику, укреплял власть за счет обычных россиян. Он был не столько силен, сколько жесток – проводил репрессии в современном смысле – огромное количество людей настигли пытки и казни, сжигались деревни и это было законно, по указу царя.
Не стал ли он причиной Смуты, когда поднимал положение России в среде европейских стран?
Учитывая длительность его правления, стоит отметить, что 50 лет у власти – сильно меняют людей. И одно небольшое отклонение от нормального поведения в детстве консервируется и приобретает силу во взрослом возрасте. Вероятно, этим оправдывается садизм и культ личности, которыми он славился.
Он был реформатором, но его реформы не были эффективными, полезными. Реформы приносили только несчастье, а ему славу, особенно во второй, самостоятельный, период его правления.
Вероятно, Иван Грозный был и тем, и другим, просто в разные периоды своей жизни и государственного правления.