вам предстоит выступить на ученической научной конференции по теме «контрреформация в европе». для выступления вам необходимо подготовить доклад на тему борьбы католической церкви с реформацией в первой половине xvi в.» составьте развёрнутый план вашего выступления.
план должен содержать не менее трёх пунктов, как минимум два из которых должны иметь уточнения в форме подпунктов. формулировки пунктов и подпунктов плана должны отражать основное содержание темы вашего выступления.
В 1225 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» — обряд посвящения в воины, который совершил в Преображенском соборе Переславля-Залесского епископ Суздальский Святитель Симон.
В 1228 году Александр вместе со старшим братом Фёдором были оставлены отцом, вместе с переяславским войском, собиравшимся летом в поход на Ригу[4], в Новгороде под присмотром боярина Фёдора Даниловича и тиуна Якима[4], но во время голода, наступившего зимой этого года, Фёдор Данилович и тиун Яким, не дождавшись ответа Ярослава о новгородцев об отмене забожничья, в феврале 1229 года сбежали с малолетними княжичами из города, опасаясь расправы восставших новгородцев[4]. В 1230 году, когда Новгородская республика призвала князя Ярослава, он, побыв две недели в Новгороде, посадил на княжение Фёдора и Александра[4], однако три года спустя, в тринадцатилетнем возрасте, Фёдор умер.
В ноябре 1232 года престарелый римский папа Григорий IX провозгласил крестовый поход против финских язычников и русских, и конфликт закончился победой новгородцев на Омовже (1234).
В 1236 году Ярослав уехал из Новгорода княжить в Киев (оттуда в 1238 году — во Владимир). С этого времени началась самостоятельная деятельность Александра. В 1238 году, во время монгольского нашествия на Северо-Восточную Русь, Юрий Всеволодович Владимирский ожидал полки братьев Ярослава и Святослава, но сведения об участии новгородцев в битве на Сити отсутствуют. Затем монголы взяли Торжок после двухнедельной осады и не пошли в Новгород.
Ещё в 1236—1237 годах соседи Новгородской земли враждовали друг с другом (200 псковских воинов участвовали в неудачном походе Ордена меченосцев против Литвы[4], закончившемся битвой при Сауле и вхождением остатков ордена меченосцев в состав Тевтонского ордена), но уже в декабре 1237 года папа Григорий IX провозгласил второй крестовый поход в Финляндию, а в июне 1238 года датский король Вальдемар II и магистр объединённого ордена Герман Балк договорились о разделе Эстонии и военных действиях против Руси в Прибалтике с участием шведов[5].
В 1239 году, по окончании войны с литовцами за Смоленск, Александр построил ряд укреплений на юго-запад от Новгорода по реке Шелони и женился на дочери Брячислава Полоцкого княжне Александре. Свадьба в Торопце в храме св. Георгия. Уже в 1240 году в Новгороде родился первенец княжича, названный Василием[6].
Политика в отношении западных соседей ПравитьОсновные статьи: Невская битва, Ледовое побоище, Литовский поход Александра Невского
Карта 1239—1245В июле 1240 года шведский флот (руководство походом русские источники приписывают ярлу Биргеру; в шведских источниках упоминания о битве отсутствуют, ярлом в тот момент являлся Ульф Фаси, а не Биргер; Биргер командовал крестовым походом в Финляндию в 1249 году), вместе с которым было несколько епископов, вошёл в Неву, планируя овладеть Ладогой. Александр, узнав об их прибытии от местных старейшин, без запроса из Владимира и даже без полного сбора ополчения, со своей дружиной и успевшими собраться отрядами новгородцев и ладожан атаковал шведский лагерь у устья Ижоры и одержал блестящую победу (15 июля).
Уже в августе наступление с юго-запада начал Орден при участии русского князя Ярослава Владимировича и войска короля[7], чем может объясняться выжидательная позиция, занятая до этого на Неве шведами[5]. Немцы взяли Изборск, разбив 800 подошедших ему на псковичей, и осадили Псков, ворота которого открыли их сторонники из псковских бояр. Эти события не помешали новгородцам выгнать зимой 1240/1241 годов Александра в Переяславль-Залесский, и только когда немцы захватили землю вожан и Копорье, приблизившись к Новгороду на расстояние 30 вёрст, новгородцы обратились к Ярославу за князем. Он попытался оставить старшего сына при себе, послав к ним Андрея, но они настояли на кандидатуре Александра. В 1241 году Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в 1242 году, дождавшись владимирскую во главе с Андреем, взял Псков (погибло 70 рыцарей[8]). Немцы собрались в районе Юрьева, куда двинулся Александр. Но после того, как на покорме был уничтожен передовой отряд новгородцев, Александр отступил на лёд Чудского озера для решающей битвы, которая произошла 5 апреля 1242 года. Войско ордена нанесло мощный удар по центру русского боевого порядка, но затем княжеская конница ударила с флангов и решила исход сражения.
В уездном городе Макарьеве, расположенном на правом возвышенном берегу реки Унжи, притока Волги, находится Макарьевский Унженский монастырь, основанный в первой половине XV в. (1439 г.) уроженцем Нижняго Новгорода, преп. Макарием Желтоводским, мощи котораго покоятся в соборном монастырском храме за столпом, на правой стороне, в богатой серебряной раке под великолепной резной вызолоченной сенью и ограждены медною позлащенною решеткой.
Эта смиренная и малоизвестная в России св. обитель Костромского края имеет за собой в своей жизни немаловажное историческое значение для нашего богохранимаго отечества. Триста лет тому назад с нею некоторым образом связывались судьбы предков нашего ныне благополучно Царствующаго дома, а вместе с тем и судьбы всего русскаго государства. Не даром она пользовалась особенным вниманием первоизбраннаго из Дома Романовых Царя Михаила Феодоровича. Михаил Феодорович считал угодника Божия пр. Макария Унженскаго своим небесным покровителем и, как исторически известно, по вступлении своем на Царский престол, вместе с своею матерью инокинею Марфой Иоанновной совершил в св. обитель преподобнаго нарочитое «по обету» торжественное путешествие с богомольною целию.
Род бояр Романовых отличался глубокою религиозностью, соединенною с благочестием. В подтверждение этого можно привести два исторически известныя свидетельства.
Анастасия Романовнана памятнике 300-летия династииДочь Романа Юрьевича Захарьина Анастасия Романовна, супруга царя Иоанна Васильевича Грознаго, известна в истории как царица кроткая, глубоко религиозная и благочестивая. Этими своими качествами она благотворно влияла на своего царственнаго супруга. Своею кротостию, соединенною с благочестивою религиозностию, она сдерживала своего супруга царя Иоанна от тех страшных вспышек гнева, которыя овладели им впоследствии, после ея смерти, и дали ему прозвание Грозный. Теми же качествами глубокой религиозности отличались родители царя Михаила Феодоровича Феодор Никитич и его супруга Ксения Ивановна. Постриженные в монашестве повелению враждебнаго им царя Бориса Годунова, первый с именем Филарета, вторая с именем Марфы, они смиренно приняли это насильственное пострижение, как всеблагую волю Божию о них, пробыли в монашестве все последующее время своей жизни, с честию и достоинством людей благочестивых несли возложенный на них волею Божьей иноческий крест и не изменили ему до конца жизни. Местныя Костромския летописи называют Филарета Никитича, в бытность его митрополитом Ростовским и Ярославским, чудным архиереем, блаженным во истину и много добродетельным а Марфу Ивановну — благоверною великою старицей – инокинею. Не менее своих благочестивых родителей был религиозен и благочестив Михаил Феодорович. Те же Костромския летописи, называя его пречестною отраслию, свидетельствуют об его усердной молитве пред гробом пр. Макария, которой он «многия моления показа, многия слезы излия».
Но не одною только родовою релилозностию объясняется нарочитое путешествие царя Михаила на богомолье в обитель. Если бы это путешествие было явлением только личной религиозности царя, то оно, как обычное, не представляло бы собою особенной исторической достопримечательности. Нет, в данном случае оно было необычно и необычайность его объясняется особенными чрезвычайными обстоятельствами, в которых находился род Романовых и, особенно, семейство Феодора Никитича со времени воцарения Бориса Годунова и в которых приняла участие Макарьевская Унженская обитель.
Романовы пользовались особенно благорасположенностию и доверием царя Иоaнна Васильевича Грознаго. По его воле брат Анастасии Романовны Никита Романович был в числе многих приближенных бояр, руководительству которых был поручен сын царя Феодор Иоаннович. Родственная близость Романовых к царям Иоанну Васильевичу и Феодору Иоанновичу, особенная к ним благорасположенность обоих государей естественно возбуждали в Борисе Годунове чувство зависти, перешедшее впоследствии в страх пред сильною родовитостью Романовых. И вот, по воцарении своем, подозрительный Борис Годунов, все еще находясь под влиянием этого страха, начал преследование их. В 1601 г. он раскидал род Романовых по отдаленным местам русской земли.