На вторую половину 5 в. до н. э. приходится период расцвета древних афин. в это время в афинах жили и работали геродот, философ анаксагор, поэты эсхил, софокл, еврипид, комедиограф аристофан, скульптор фидии. афины украшали многочисленные скульптурные памятники. античный плутарх (ок. 46-ок. 127) писал, что в афинах было больше статуй, чем живых людей. главным героем скульптуры был идеализированный свободный гражданин афин — прообраз многочисленных божеств греческого пантеона. «не рабы они у смертных, не подвластны никому», — так говорится об афинянах в трагедии эсхила «персы» . статуи обожествленных героев и очеловеченных богов украшали улицы и площади города, воспевая увековеченное в мраморе гражданское достоинство и этические нормы, призывали следовать этим образцам воинской доблести и добродетели. все это способствовало зарождению в афинах демократии — первой в политической системы, при которой не военные вожди и не знать, а свободные граждане города-государства стали единственным легитимным источником власти. все важные решения в афинах принимались только по воле общего собрания граждан, обладавших равными правами.
В 3 веке до нашей эры в Двуречье возникают первые города - государства, которые вели между собой изнурительные войны. В результате войн самым сильным и могущественным становится царство Вавилон. Расцвет Вавилонского царства приходится на период правления царя Хаммурапи. Законы Хаммурапи: • принцип око за око, зуб за зуб. • неравенство перед законом. Рабы не обладали теми же правами, что свободные люди. За оскорбление свободного человека рабу отрезали ухо. • долговое рабство (должник работал у богача 3 года). • решая спор, жители Вавилона хотели узнать волю богов. Для этого подозреваемого бросали в реку. Если человек тонул (бог реки Эа забирал его), то его считали виновным.
Законы Хаммурапи:
• принцип око за око, зуб за зуб.
• неравенство перед законом. Рабы не обладали теми же правами, что свободные люди. За оскорбление свободного человека рабу отрезали ухо.
• долговое рабство (должник работал у богача 3 года).
• решая спор, жители Вавилона хотели узнать волю богов. Для этого подозреваемого бросали в реку. Если человек тонул (бог реки Эа забирал его), то его считали виновным.