Вариант 1 1. Чем знаменателен в истории России 1649 год 1) окончанием зависимости от Золотой орды
2) принятием «Табели о рангах» 3) победой России в Северной войне 4) принятием
«Соборного уложения»
2. Укажите, какое событие произошло позже всех других 1) принятие «Соборного уложения»
2) воцарение Романовых 3) получение Россией выхода к Балтийскому морю 4) появление
на политической арене Лжедмитрия 1
3. Какой из перечисленных документов предусматривает уравнение боярских вотчин и
дворянских поместий 1) «Соборное уложение2 2) «Манифест о вольности дворянской
3) «Указ о единонаследии» 4) «Указ о трехдневной барщине»
4. Реорганизация армии в царствование Алексея Михайловича привела к 1) появлению
полков нового строя 2) введению рекрутчины 3) введению всеобщей воинской
обязанности 4) появление стрелецких полков
5. Что из перечисленного было последствием развития в 17 веке приказной системы
управления 1) повышение роли местных органов управления 2) повышение роли
чиновников в управлении государством 3) усиление роли Земских соборов и Боярской
думы 4) выборность органов государственной власти
6. Дайте определение понятиям: полки нового строя , тягло, засечная черта, соха
Непосредственной причиной раскола русской церкви на никониан и старообрядцев стала осуществленная патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в. реформа церковных обрядов и исправление богослужебных книг. Протопоп Аввакум и его сторонники выступили против данной реформы, т. е. за старые обряды и книги, оттого и были названы "старообрядцы". Расхождение по поводу церковных обрядов и богослужебной литературы составляло, однако, лишь внешнюю сторону церковного раскола. Глубинный смысл церковного раскола в России в середине XVII в. заключался в столкновении двух различных воззрений на историческое будущее Русского государства, его предназначение, сущность царской власти в России. Главные идеологи обоих течений — и Никон и Аввакум — выступали за независимость церкви от государственной власти, однако пути достижения этой независимости представляли по-разному. Таким образом, в сущности своей русский церковный раскол середины XVII в. был расколом в политической идеологии русской православной церкви, конфликтом политических воззрений никониан и старообрядцев, хотя внешне представал в качестве раскола религиозного, обрядового.
Как бы то ни было, церковный раскол стал настоящей трагедией для русского общества. В войну друг с другом вступили самые активные, самые волевые, самые духовно стойкие, одаренные умом и талантом представители русского общества — люди ради своей веры пожертвовать не только мирскими благами, но и даже жизнью своей.
Никон утверждал практически полную свободу церкви от государства. Он считал, что священники не должны подчиняться царским законам и царскому суду. Если же кто из священников подчинится, то в понимании Никона такой человек перестает быть священником. "Мирскаго суда у царя просяй — не епископ. Такожде и прочiи священнаго чина, оставивше церковные суды, к мiрским судiям прибегнут, аще и оправдани будут — извергнутся". Никон резко выступал против Соборного Уложения 1649 г. Он называл его "бесовскими законами" и открыто призывал не подчиняться нормам Уложения. Никон, таким образом, декларировал самый настоящий раскол между церковью и государством в России.
Настоящим противником Никона была, как показывает анализ его политических взглядов, царская власть, превратившаяся, по его мнению, в орудие антихриста. Внешне, однако, все выглядело так, будто главную борьбу своей жизни Никон вел против старообрядцев — людей, не принявших его реформы церковных обрядов и не согласившихся с исправлением богослужебных книг. На самом деле Никон не придавал большого значения самой по себе обрядовой стороне реформы. Он допускал употребление в церковных службах как исправленных, так и старых, неисправленных книг. Никон не объявлял старообрядцев еретиками, данная оценка противников церковной реформы была внушена Церковному Собору прибывшими в Россию греческими священниками.
Рассмотрение идеологии старообрядчества заставляет сделать вывод о том, что во многих постулатах старообрядцы, в сущности, сходились с Никоном. Об этом свидетельствуют сочинения главного идеолога старообрядчества протопопа Аввакума. Реформу церковных обрядов и движителя ее патриарха Никона Аввакум оценивал как ересь. Нигде нет такой непорочной православной веры, как в России, считал Аввакум . Нигде нет такого православного государства, как Русское. Аввакум был, в сущности, идеологом русского национального государства, русской национальной церкви.
Нефть.
На начало 2009 года объём доказанных запасов нефти по данным BP составлял 39,6 млрдбаррелей или 6,5 млрд тонн, что составляет 3,2 % от мирового запаса нефти. Прогнозные запасы нефти только по месторождениям, расположенным в казахстанском секторе Каспийского моря, составляют более 17 млрд тонн. Основные нефтедобывающие компании Казахстана — НККазмунайгаз, Тенгизшевройл, CNPC-Актобемунайгаз, Карачаганак Петролиум Оперейтинг, и другие.
Природный газ
Газовые запасы Казахстана на начало 2009 года составляют 1,82 трлн м³ (по оценке BP), что составляет 1,7 % от мировых запасов. Основные газодобывающие компании Казахстана — Карашыганак Петролиум Оперейтинг, НККазмунайгаз, CNPC-Актюбемунайгази другие. Основные месторождения Казахстана — Карашыганак,Жанажол, Кызылой и другие.
Уран
Разведанные запасы урановыхместорождений Казахстана составляют 1,69 млн тонн, что составляет 21 % от мировых запасов (2-е место в мире по состоянию на2005 год). Коммерческой реализацией урана в стране занимается образованная в 1997 году государственная компания «Казатомпром». В 2005 году по объёму добычи урана компания заняла 3-е место в мире (после канадской «Cameco» и французской «Cogema»). В 2009 году Казахстан вышел на первое место в мире по поставкам концентрата урана на мировой рынок, добыв 13,5 тыс. тонн и опередив Канаду, которая оказалась на втором месте и была прежде мировым лидером по добыче урана в течение 17 лет (см. статьюУран по странам). В 2010 году объём добычи урана государственной НАК «Казатомпром» составил 17 803 тонны.
Рудные ископаемые
В Казахстане находятся богатые месторождения руд различных металлов — свинца, цинка, хрома,золота, висмута, меди, молибдена,алюминия, железа, марганца, редкоземельных элементов и горючих и неметаллических полезных ископаемых — угля,фосфоритов и др.
Социальное развитие Казахстана за годы независимости
Во все времена вопросы социальной защиты населения и улучшение благосостояния населения являются приоритетной задачей государства. Стратегической целью развития общества в большинстве стран декларируется реализация основных прав граждан и уменьшение социального неравенства.
За годы Независимости страны реализация стратегического курса Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева позволила проводить выверенную государственную социальную политику, отвечающую ожиданиям народа и адекватную международным нормам социальной справедливости.
Трансформация общественно-экономической системы Казахстана в начале 90-х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков: потери работы, повышения стоимости жизни, в получении надлежащей медицинской и качественного профессионального образования.
С 1991 по 1995 годы был сформирован фундамент казахстанской государственности и созданы основы демократического развития. Главным достижением страны на этом этапе стало недопущение эскалации социальной напряженности в обществе. Ярким проявлением экономической независимости страны стало введение в 1993 году собственной национальной валюты — тенге.
В эти тяжелые годы, которые характеризовались галопирующим уровнем инфляции (рисунок 1), глубоким спадом производства и повальной безработицей, возможности развития социальной сферы безусловно были значительно ограничены. Несмотря на все это государство предпринимало меры, направленные на нивелирование отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и социальную защиту наименее обеспеченных групп населения.