охваченный период начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается в третьей редакции 1117 годом. датированная часть киевской руси начинается с лета 6360 (852 год), правления византийского императора михаила iii.
название своду дало начало первой фразы: «се повести времяньных лет, откуду есть пошла руская земля, кто в киеве нача первее княжити, и откуду руская земля стала есть»[2]. в предлагается несколько вариантов перевода этого названия: «рассказ повременный о прошедших годах»[3], «рассказ о мимолётных, быстро текущих годах прошлого»[4], «повести минувших, прошедших лет»[5]. кроме того, слово «временный» означает и «земной, преходящий (в противоположность загробному, вечному)»[3][6]. наконец, и. н. данилевский в 2004 г. предложил ещё одну версию перевода, предварительно сделав иную разбивку текста на слова[7]: «се по вѣсти времяньных лѣ / вот: до известия о последних временах — от происхождения земли»[8].
достоверность «повести» многие современные специалисты ставят под сомнение (см. раздел «критика» ).
создания летописи править
в хлебниковском списке середины xvi века автором летописи указан монах нестор, известный агиограф на рубеже xi—xii веков, монах киево-печерского монастыря. хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи xviii—xix веков считали нестора первым летописцем, а «повесть временных лет» — первой летописью[9]. изучение летописания лингвистом а. а. шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «повести временных лет», а сама «повесть временных лет» не является единым произведением[9]. в настоящее время признаётся, что как отдельный самостоятельный памятник «повесть временных лет» не сохранилась[9]. её старшими и основными списками являются лаврентьевская летопись, где отразилась 2-я редакция «повести временных лет», и ипатьевская летопись, где отразилась 3-я редакция «повести временных лет»[9]. при этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается «повесть временных лет». некоторыми исследователями считается, что один из редакторов «повести временных лет» лично побывал в ладоге — им дано самое древнее описание археологических находок на руси[10], которое содержится в статье «повести…» за 1114 год: «пришедшю ми в ладогу, поведаша ми ладожане, яко сде есть, егда будеть туча велика, и находять дети наши глазкы стекляныи[11] и малыи, и великыи, провертаны, а другыя подле волхов беруть, еже выполоскываеть вода, от них же взях боле ста; суть же различь»[12].
наиболее подробно проблемы источников и структуры пвл были разработаны в начале xx века в трудах академика а. а. шахматова. представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.
вторая редакция читается в составе лаврентьевской летописи[13] от 1377 года и других списках[14]. третья редакция содержится в составе ипатьевской летописи, где старейшие списки — ипатьевский (xv век) и хлебниковский (xvi век)[15]. в одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное произведение, «поучение владимира мономаха», датируемое 1117 годом.
по гипотезе шахматова, поддержанной д. с. лихачёвым и я. с. лурье, первый летописный свод, названный «древнейшим», был составлен при митрополичьей кафедре в киеве, основанной в 1037 году. источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах никон, один из создателей киевского печерского монастыря. затем в 1093 игуменом киево-печерского монастыря иоанном был создан «начальный свод», который использовал новгородские записи и греческие источники: «хронограф по великому изложению», «житие антония» и др. начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части новгородской первой летописи младшего извода. нестор переработал начальный свод, расширил основу и привёл в рамки традиционной христианской . он дополнил летопись текстами договоров руси с византией и ввёл дополнительные предания, сохранённые в устной традиции.
по версии шахматова, первую редакцию повести временных лет нестор написал в киево-печерском монастыре в 1110—1112 годах. вторая редакция была создана игуменом сильвестром в киевском выдубицком михайловском монастыре в 1116. по сравнению с версией нестора была переработана заключительная часть. в 1118 составляется третья редакция повести временных лет по поручению новгородского князя мстислава владимировича.
ответ:
охваченный период начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается в третьей редакции 1117 годом. датированная часть киевской руси начинается с лета 6360 (852 год), правления византийского императора михаила iii.
название своду дало начало первой фразы: «се повести времяньных лет, откуду есть пошла руская земля, кто в киеве нача первее княжити, и откуду руская земля стала есть»[2]. в предлагается несколько вариантов перевода этого названия: «рассказ повременный о прошедших годах»[3], «рассказ о мимолётных, быстро текущих годах прошлого»[4], «повести минувших, прошедших лет»[5]. кроме того, слово «временный» означает и «земной, преходящий (в противоположность загробному, вечному)»[3][6]. наконец, и. н. данилевский в 2004 г. предложил ещё одну версию перевода, предварительно сделав иную разбивку текста на слова[7]: «се по вѣсти времяньных лѣ / вот: до известия о последних временах — от происхождения земли»[8].
достоверность «повести» многие современные специалисты ставят под сомнение (см. раздел «критика» ).
создания летописи править
в хлебниковском списке середины xvi века автором летописи указан монах нестор, известный агиограф на рубеже xi—xii веков, монах киево-печерского монастыря. хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи xviii—xix веков считали нестора первым летописцем, а «повесть временных лет» — первой летописью[9]. изучение летописания лингвистом а. а. шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «повести временных лет», а сама «повесть временных лет» не является единым произведением[9]. в настоящее время признаётся, что как отдельный самостоятельный памятник «повесть временных лет» не сохранилась[9]. её старшими и основными списками являются лаврентьевская летопись, где отразилась 2-я редакция «повести временных лет», и ипатьевская летопись, где отразилась 3-я редакция «повести временных лет»[9]. при этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается «повесть временных лет». некоторыми исследователями считается, что один из редакторов «повести временных лет» лично побывал в ладоге — им дано самое древнее описание археологических находок на руси[10], которое содержится в статье «повести…» за 1114 год: «пришедшю ми в ладогу, поведаша ми ладожане, яко сде есть, егда будеть туча велика, и находять дети наши глазкы стекляныи[11] и малыи, и великыи, провертаны, а другыя подле волхов беруть, еже выполоскываеть вода, от них же взях боле ста; суть же различь»[12].
наиболее подробно проблемы источников и структуры пвл были разработаны в начале xx века в трудах академика а. а. шахматова. представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.
вторая редакция читается в составе лаврентьевской летописи[13] от 1377 года и других списках[14]. третья редакция содержится в составе ипатьевской летописи, где старейшие списки — ипатьевский (xv век) и хлебниковский (xvi век)[15]. в одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное произведение, «поучение владимира мономаха», датируемое 1117 годом.
по гипотезе шахматова, поддержанной д. с. лихачёвым и я. с. лурье, первый летописный свод, названный «древнейшим», был составлен при митрополичьей кафедре в киеве, основанной в 1037 году. источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах никон, один из создателей киевского печерского монастыря. затем в 1093 игуменом киево-печерского монастыря иоанном был создан «начальный свод», который использовал новгородские записи и греческие источники: «хронограф по великому изложению», «житие антония» и др. начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части новгородской первой летописи младшего извода. нестор переработал начальный свод, расширил основу и привёл в рамки традиционной христианской . он дополнил летопись текстами договоров руси с византией и ввёл дополнительные предания, сохранённые в устной традиции.
по версии шахматова, первую редакцию повести временных лет нестор написал в киево-печерском монастыре в 1110—1112 годах. вторая редакция была создана игуменом сильвестром в киевском выдубицком михайловском монастыре в 1116. по сравнению с версией нестора была переработана заключительная часть. в 1118 составляется третья редакция повести временных лет по поручению новгородского князя мстислава владимировича.