До сих пор, худо ли, хорошо ли, — в значительной мере худо, потому что средства у нас ни в каком соответствии не находятся с нашими планами и пожеланиями, — мы, работающие на фронте просвещения, заботились о правильной постановке обучения. Нам могут совершенно справедливо заметить, что дело обучения и в массовой школе первой ступени, и в школах повышенного типа — в рабфаках, техникумах и в вузах — оставляет желать многого. Но мы можем ответить так: конечно, поскольку страна наша еще бедна, поскольку ресурсы, уделяемые для дела народного образования, малы, постольку, разумеется, и результаты еще далеко не удовлетворительны. Но насколько правильно построенный план, верно данное направление могут вообще сказаться на деле обучения, при условии известной скудости средств, настолько они сказывались, и мы ни на одну секунду не отказываемся от общих положений, которые служили основанием пашей работы. Мы считаем, что совершенно правильно дали основные директивные линии обучения, что у нас правильный подход к этому вопросу и что мы знаем, что нам нужно делать в области обучения. И если к нам вольется волна новых ресурсов, и денежных и человеческих, наша мельница заработает правильно.
После того как мы признали невозможным осуществить в нашей стране правильно построенную трудовую политехническую школу — а это оказалось невозможным в силу слабого развития у нас индустрии, — мы много работали над вопросом, как перевести наш первоначальный план на рельсы более скромные, урезать его, но все же создать школу, возможно более близкую к типу, намеченному Марксом, такую школу, которая могла бы, по крайней мере, считаться школой переходного периода. В результате работы над этими вопросами мы выработали наш комплексный метод*1, который введен сейчас в австрийской школе, вводится в некоторой части германской и разрабатывается в Америке, причем к изучению его на практике первоначальный толчок дан самим Джоном Дьюи*2. В настоящее время большая комиссия из 30 крупнейших американских педагогов едет к нам для ознакомления с нашей системой обучения. Все это является показателем того, что, по крайней мере в отношении теоретической установки, программы ГУСа возбудили громадный интерес в передовом педагогическом мире, заняли одну из передовых позиций.
После того как мы признали невозможным осуществить в нашей стране правильно построенную трудовую политехническую школу — а это оказалось невозможным в силу слабого развития у нас индустрии, — мы много работали над вопросом, как перевести наш первоначальный план на рельсы более скромные, урезать его, но все же создать школу, возможно более близкую к типу, намеченному Марксом, такую школу, которая могла бы, по крайней мере, считаться школой переходного периода. В результате работы над этими вопросами мы выработали наш комплексный метод*1, который введен сейчас в австрийской школе, вводится в некоторой части германской и разрабатывается в Америке, причем к изучению его на практике первоначальный толчок дан самим Джоном Дьюи*2. В настоящее время большая комиссия из 30 крупнейших американских педагогов едет к нам для ознакомления с нашей системой обучения. Все это является показателем того, что, по крайней мере в отношении теоретической установки, программы ГУСа возбудили громадный интерес в передовом педагогическом мире, заняли одну из передовых позиций.