Завершение средневековой цивилизации в истории человечества связано с блестящим периодом культуры и литературы, который носит название Возрождения (или, если использовать общепринятый французский термин, Ренессанса). Это гораздо более короткая, чем античность или средневековье, эпоха. Она носит переходный характер, но именно культурные достижения этого времени заставляют нас выделить его как особый этап позднего средневековья. Возрождение дает истории культуры огромное созвездие подлинных мастеров, оставивших после себя величайшие творения и в науке, и в искусстве — .живописи, музыке, архитектуре, — и в литературе. Петрарка и Леонардо да Винчи, Рабле и Коперник, Боттичелли и Шекспир — лишь немногие взятые наугад имена гениев этой эпохи, часто и справедливо именуемых титанами Возрождения за универсальность и мощь их дарования. Великолепным памятником ренессансной архитектуры является собор святого Петра в Риме, образцом живописного совершенства до сих пор остается знаменитая картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна», а прекрасная музыка эпохи Возрождения звучит и на сегодняшних сценах в исполнении современных музыкантов. Именно эпохе Возрождения мы обязаны созданием таких ставших для нас привычными жанров музыкально-драматического искусства, как опера и балет. Невозможно представить себе современные нравственные ценности и принципы, если не учитывать, что их фундамент был заложен в гуманистической этике Ренессанса. Некоторые художественные образы,
до сих пор задевающие за живое самого широкого читателя и получившие название «вечных», родились в период Возрождения: вспомним, например, шекспировского Гамлета или Дон Кихота Сервантеса. Знание литературы Возрождения составляет органическую часть в современном школьном образовании.
Начало формирования культуры США восходит еще к колониальному периоду и особенно ко времени Войны за независимость 1775-1783 гг. Освобождение от господства Англии, сопровождавшееся патриотическим подъемом и ростом национального самосознания развитию общественной и научной мысли, национального искусства - поэзии, музыки, живописи, формированию национального стиля архитектуры, созданию американского театра.
Национальная культура США складывалась главным образом из трех источников: европейской культуры, прежде всего английской, принесенной в Америку европейскими поселенцами; самобытной культуры индейских племен, которая сохранилась, несмотря на безжалостное уничтожение и расхищение колонизаторами драгоценных исторических памятников и сокровищ искусства; культуры негритянского народа, сумевшего несмотря на условия рабства, сохранить и развить принесенную им в Америку африканскую культуру.
26.1.
Особенности формирования культуры США в эпоху колонизации и борьбы за независимость
Философия и мировоззрение
В колониальной Америке в сфере идеологии господствовало протестантское христианство, нетерпимое ко всем проявлениям независимой мысли. Философия первоначально появилась в Америке как «служанка» богословия, единственным назначением которой было укрепление религиозных догматов протестантизма.
Наиболее влиятельные философствующие богословы этого периода - С. Джонсон (1696-1772) и Дж. Эдвардс (1703-1738). Религиозная философия Эдвардса, отстаивающая, в отличие от последователя Беркли Джонсона, кальвинистскую доктрину предопределения, сделалась в середине XVIII в. официальной философией американскогопуританизма .
Войне американского народа за национальную независимость (1775-1783) сопутствовал крутой подъем всей идейно-политической жизни страны. Идеологи национально-освободительного движения в острой борьбе с церковным догматизмом отстаивали революционные буржуазно-демократические идеи, принципы свободолюбивого мировоззрения, созданного на убеждении в мощи человеческого разума и проникнутого стремлением к социальному прогрессу и общественной справедливости.
Вторая половина XVIII в под знаком американской идеи просвещения. Т. Джефферсон (1743-1826), Т. Пейн(1737-1809), И. Аллен (1737-1789) заложили прогрессивные традиции американской общественной мысли. «Разум - единственный оракул человека» Аллена (1784) и «Век разума» Пейна (1794) - самые яркие философские памятники этого периода.
Т.Пейну принадлежит знаменитый афоризм:
Власть даже в своем лучшем проявлении является неизбежным злом, в наихудшем же виде она невыносима.
до сих пор задевающие за живое самого широкого читателя и получившие название «вечных», родились в период Возрождения: вспомним, например, шекспировского Гамлета или Дон Кихота Сервантеса. Знание литературы Возрождения составляет органическую часть в современном школьном образовании.
Цивилизации Нового Света
26.
Глава 26. Культура США XVII-XIX веков
Начало формирования культуры США восходит еще к колониальному периоду и особенно ко времени Войны за независимость 1775-1783 гг. Освобождение от господства Англии, сопровождавшееся патриотическим подъемом и ростом национального самосознания развитию общественной и научной мысли, национального искусства - поэзии, музыки, живописи, формированию национального стиля архитектуры, созданию американского театра.
Национальная культура США складывалась главным образом из трех источников: европейской культуры, прежде всего английской, принесенной в Америку европейскими поселенцами; самобытной культуры индейских племен, которая сохранилась, несмотря на безжалостное уничтожение и расхищение колонизаторами драгоценных исторических памятников и сокровищ искусства; культуры негритянского народа, сумевшего несмотря на условия рабства, сохранить и развить принесенную им в Америку африканскую культуру.
26.1.
Особенности формирования культуры США в эпоху колонизации и борьбы за независимость
Философия и мировоззрение
В колониальной Америке в сфере идеологии господствовало протестантское христианство, нетерпимое ко всем проявлениям независимой мысли. Философия первоначально появилась в Америке как «служанка» богословия, единственным назначением которой было укрепление религиозных догматов протестантизма.
Наиболее влиятельные философствующие богословы этого периода - С. Джонсон (1696-1772) и Дж. Эдвардс (1703-1738). Религиозная философия Эдвардса, отстаивающая, в отличие от последователя Беркли Джонсона, кальвинистскую доктрину предопределения, сделалась в середине XVIII в. официальной философией американскогопуританизма .
Войне американского народа за национальную независимость (1775-1783) сопутствовал крутой подъем всей идейно-политической жизни страны. Идеологи национально-освободительного движения в острой борьбе с церковным догматизмом отстаивали революционные буржуазно-демократические идеи, принципы свободолюбивого мировоззрения, созданного на убеждении в мощи человеческого разума и проникнутого стремлением к социальному прогрессу и общественной справедливости.
Вторая половина XVIII в под знаком американской идеи просвещения. Т. Джефферсон (1743-1826), Т. Пейн(1737-1809), И. Аллен (1737-1789) заложили прогрессивные традиции американской общественной мысли. «Разум - единственный оракул человека» Аллена (1784) и «Век разума» Пейна (1794) - самые яркие философские памятники этого периода.
Т.Пейну принадлежит знаменитый афоризм:
Власть даже в своем лучшем проявлении является неизбежным злом, в наихудшем же виде она невыносима.