4. «Славянская» версия В VIII-IX вв. среди восточных славян стало выделяться племя, живущее по среднему течению Днепра: к югу от Киева до реки Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы. Нагрянувшие в эти места варяги, не мудрствуя лукаво, назвали землю аборигенов Русью.
«Сарматская» версия Защитником этой гипотезы был Михайло Ломоносов, который считал, что русы являются прямыми потомками воинственных сарматских племен роксоланов или росоманов (эти самоназвание и эволюционировали со временем в слово «Русь»). Кстати, конкурентами Руси за право носить титул потомков сарматов были и польская шляхта.
5. Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, согласно которому народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов (называемых в Западной Европе норманнами).
Антинормани́зм — направление в российской досоветской[1], советской и постсоветской историографии, сторонники которого отвергают и стремятся опровергнуть норманнскую теорию происхождения первой правящей династии Руси и создания Древнерусского государства[2]. Антинорманизм включает широкий спектр концепций и гипотез, общими признаками которых являются отрицание существенности влияния скандинавов на политические и экономические процессы становления Древней Руси и выдвижение альтернативных норманской гипотез. Суть спора:
1. Норманнисты считают, что варяги были скандинавами, поэтому русская государственность и само название «Русь» привнесены не славянами, а германцами. Антинорманнисты считают варягов западными прибалтийскими славянами или балтами, поэтому утверждают, что государственность возникла у славян без иностранцев. 2. Варяги возглавили уже сложившуюся до них политическую систему и объединили отдельные племенные княжения в единое государство.
Различия были в том, что Александр был реформатором/либералом, а Николай - консерватором. Однако оба были весьма умны, образованы и понимали, что России необходимы реформы. К тому же, оба были императорами и, соответственно, считали, что единственная надежда России - это самодержавие, что только единоличный государь может править страной. В свое царствования оба царя проводили реформы, однако не очень значительные, так как оба боялись мнения высших кругов общества. Александр был либералом, и старался образовывать народ, прислушивался к мнению интеллигенции и люда, старался ослабить гнет на людей, снимал различные запреты и отменял цензуру. Впрочем, к концу своего царствования он, наоборот, ужесточил некоторые законы, издал гнетущие уставы и прочее. Николай же, как консерватор, вообще старался никаких особых реформ не проводить, так как считал, что России нужна стабильность. Он ужесточил цензуру, создал знаменитое третье отделение Собственной Его Величества Канцелярии, то есть тайную полицию, запрещал всякие либеральные разговоры, и от своих исполнителей требовал исключительно послушания. В отличие от Александра, Николай предпочитал все решать в одиночку и ничего не хотел менять.
В VIII-IX вв. среди восточных славян стало выделяться племя, живущее по среднему течению Днепра: к югу от Киева до реки Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы. Нагрянувшие в эти места варяги, не мудрствуя лукаво, назвали землю аборигенов Русью.
«Сарматская» версия
Защитником этой гипотезы был Михайло Ломоносов, который считал, что русы являются прямыми потомками воинственных сарматских племен роксоланов или росоманов (эти самоназвание и эволюционировали со временем в слово «Русь»). Кстати, конкурентами Руси за право носить титул потомков сарматов были и польская шляхта.
5. Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, согласно которому народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов (называемых в Западной Европе норманнами).
Антинормани́зм — направление в российской досоветской[1], советской и постсоветской историографии, сторонники которого отвергают и стремятся опровергнуть норманнскую теорию происхождения первой правящей династии Руси и создания Древнерусского государства[2]. Антинорманизм включает широкий спектр концепций и гипотез, общими признаками которых являются отрицание существенности влияния скандинавов на политические и экономические процессы становления Древней Руси и выдвижение альтернативных норманской гипотез.
Суть спора:
1. Норманнисты считают, что варяги были скандинавами, поэтому русская государственность и само название «Русь» привнесены не славянами, а германцами. Антинорманнисты считают варягов западными прибалтийскими славянами или балтами, поэтому утверждают, что государственность возникла у славян без иностранцев.
2. Варяги возглавили уже сложившуюся до них политическую систему и объединили отдельные племенные княжения в единое государство.
Различия были в том, что Александр был реформатором/либералом, а Николай - консерватором. Однако оба были весьма умны, образованы и понимали, что России необходимы реформы. К тому же, оба были императорами и, соответственно, считали, что единственная надежда России - это самодержавие, что только единоличный государь может править страной. В свое царствования оба царя проводили реформы, однако не очень значительные, так как оба боялись мнения высших кругов общества. Александр был либералом, и старался образовывать народ, прислушивался к мнению интеллигенции и люда, старался ослабить гнет на людей, снимал различные запреты и отменял цензуру. Впрочем, к концу своего царствования он, наоборот, ужесточил некоторые законы, издал гнетущие уставы и прочее. Николай же, как консерватор, вообще старался никаких особых реформ не проводить, так как считал, что России нужна стабильность. Он ужесточил цензуру, создал знаменитое третье отделение Собственной Его Величества Канцелярии, то есть тайную полицию, запрещал всякие либеральные разговоры, и от своих исполнителей требовал исключительно послушания. В отличие от Александра, Николай предпочитал все решать в одиночку и ничего не хотел менять.