Великая французская революция -
1.определите последовательность событий,
1генеральные штаты объявляют себя национальным собранием,
2.взятие бастилии,
3.переход власти в руки якобинцев,
4.начало революционных войн.
5.казнь короля людовика xvi,
6.принятие "декларации прав человека и гражданина”,
7.начало работы законодательного собрания франции,
8.термидорианский переворот,
9.принятие i конституции.
10. монархии во франции.
крик о
До 1917 года историческая наука в нашей стране развивалась свободно на основе всех трех концепций. После 1917 года, особенно с 1930-х когда завершила свое формирование тоталитарная система в СССР, христианская концепция была отвергнута как враждебная, культурно-историческая была запрещена как буржуазная, а рационалистическая была сведена к ее марксистской - ленинской ветви, на основе которой сложился формационный подход в советской исторической науке. Если в европейских демократических странах эта концепция основывалась на либерально-демократических идеях, вытекавших из философии Гегеля, Маркса и других мыслителей, и свободному развитию исторической науки, то в нашей стране эта концепция тормозила развитию науки.
Теория формации и формационный подход имели положительное значение в исторической науке. Оно в том, что внимание историков впервые было направлено на освещение тяжелого положения людей физического труда, производителей материальных благ. Беднейших слоев - жестокого отношения к ним господствующих классов. Соответственно освещалась классовая борьба - против гнета и эксплуатации, за свержение власти господ, за всеобщее равенство.
Негативные значения формационного подхода в том, что отрицалось значимость всех других концепций и подходов; преувеличивалась роль и значение материальных интересов и объективных законов, классовой борьбы. Причем эта борьба описывалась с позиции только беднейших, неимущих слоев общества, «пролетариев». Отсюда жизнедеятельность крупных собственников, господствующих классов (феодалов, помещиков, дворян, буржуазии) освещалось только как враждебная обществу; недооценивалась роль духовной культуры и человека в истории общества; линейный подход в развитии формации продолжал идею передовых и отсталых народов; европоцентризм, т.е. идея превосходства европейской культуры и европейцев над остальными культурами и народами мира, в том числе и Россией.
В нашей стране негативные значения формационного подхода усиливались тем, что он стал содержанием политики советского государства, его правительство по отношению к истории, науке, культуре. Несогласные с ним ученые преследовались, упорствующие уничтожались.
В середине 30-х гг. был издан «Краткий курс истории ВКП(б)», отредактированный И.В. Сталиным и давший образцы формационного подхода, по которым потом, после 30-х гг., была переписана история России и всемирная история, воспитывались поколения советских людей, в том числе историков. Все это надо учитывать, слушая людей старших поколений, читая труды и учебники по истории, изданные до 90-х гг.
И - даже из изданных: в 90-е гг. многие несут в себе печать формационного подхода. Это надо уметь видеть.
Преодоление негативных значений формационного подхода предполагает отказ от абсолютизации его критериев, выдвижение в центр внимания историков человека, людей, общества, культуру во всех её видах, признание правомерности, положительной роли и негативных значений всех видов собственности, созданных человеческим обществом, и всех исторически возникших классов общества, изучение и функциональные роли в жизни цивилизации; необходим цивилизационный подход в изучении истории.
Суть цивилизационного подхода, в том, что изучение и освещение истории основывается на представлениях об обществе как цивилизации. И в основу положена теория цивилизаций, её идеи.
Теория цивилизации получила научную разработку в трудах её основоположников.
В XVIII веке влияние России на развитие международных отношений было весьма заметным. К ней обращались за и посредничеством многие государства Европы в трудные периоды своей истории. Достаточно назвать такие общеевропейские конфликты, в которых позиция России была особенно внушительной, а порой и решающей: это войны за испанское (1701-1714 гг.), польское (1733-1735 гг.) и австрийское (1740-1748 гг.) наследства. После победного завершения Семилетней войны (1756-1763 гг.) и возросшего авторитета России внешняя политика представлялась Екатерине II наиболее удобным полем деятельности.
Отныне императрица собиралась следовать своей собственной системе в соответствии с национальными интересами страны, не ставя их в зависимость от интересов европейских государств. Вслед за Петром I она объявила о своем намерении стать в некотором роде “арбитром Европы”. Девиз ее дипломатии заключался в следующем: “нужно быть в дружбе со всеми державами, чтобы всегда сохранять возможность стать на сторону более слабого”, “сохранять себе свободные руки” и “ни за кем хвостом не тащиться”. Этими правилами она руководствовалась в решении польского, восточного и германского вопросов. В Германии она стремилась установить “столь нужное для интересов нашей империи равенство сил”, проявлять “беспристрастие”, которое могло “приобрести нам доверие всех держав”.