На первом плане полотна располагается группа иудеев, которые пришли к водам Священной реки, чтобы послушать проповедника Иоанна, очиститься от грехов и принять крещение от него. Здесь находятся люди разных возрастов, сословий и верований. Насколько сильны различия между иудеями, изображенными на картине, настолько отличаются и эмоции на их лицах. Кто-то смотрит на Иоанна с умилением и волнением перед пришествием Мессии, кто-то – со скептической улыбкой и недоверием, а кто-то даже со злобой и ненавистью. В картине «Явление Христа народу» художник изобразил рядом зажиточного пожилого человека и его раба с веревкой на шее, присевшего на корточки возле своего господина и подающего ему одежду. Выразительно то, с каким вниманием и умилением слушает пророка невольник. Смотря на него, можно увериться в том, что этот раб станет одним из самых ярых сторонников христианства. Настолько сильное впечатление производят на него слова Крестителя. Именно новая вера, по мнению мастера, должна была объединить людей разных сословий. Рядом с пророком стоят апостолы: женоподобный рыжеволосый юноша в красном плаще и желтом хитоне Иоанн Богослов и седобородый старец в темно-оливковой накидке с задумчивым лицом Андрей. Это будущие ученики и последователи Христа, которые после воскрешения будут рассказывать людям о земной жизни Мессии. Есть в толпе слушателей Предтечи и так называемые «сомневающиеся». Это молодой мужчина с красивым лицом, обрамленным черной бородой. Он зябко кутается в длинный зелено-голубой хитон. Глаза его опущены вниз. Выражение лица говорит о недоверии и сомнениях в правоте пророка. Второй «сомневающийся» - седобородый пожилой мужчина в темном плаще. Он внимательно прислушивается к словам Иоанна. Вероятно, это язычники, которые пришли послушать проповедь о пришествии и не верящие в чудо. Слева от них изображены старик, опирающийся на палку, и обнаженный юноша. Они только что совершили омовение в водах реки Иордан и сейчас с любопытством смотрят на Иоанна. Справа от пророка находится группа людей, чьи взоры устремлены на идущего вдалеке Христа. Среди них выделяются враждебно настроенные к проповеднику книжники и первосвященники. Это сторонники старой веры. На их лицах можно прочесть и неприязнь нового учения, и холодное равнодушие к происходящему, и недоверие, и даже откровенную злобу. Особенно отчетливо это видно в выражении лица старика с неприятным толстым носом. Он изображен в профиль. Выразительны и следующие фигуры первого плана. Это полуобнаженный юноша с распущенными рыжими кудрями. Тело его и взор обращены к Христу. Рядом с ним стоят так называемые «дрожащие» - мальчик и отец. Они только что искупались в водах Священной реки, приняв крещение. С трепетом и умилением внимают они словам Иоанна. Весь их образ символизирует готовность принять новую религию и уверовать в пришествие Мессии. Далее в толпе видны римские легионеры, присланные сюда для наблюдения за порядком, женщины, кающийся грешник в темно-бордовой накидке. Что интересно, в качестве натурщика для изображения этого беззаконника выступил хороший друг Иванова – Николай Гоголь. На картине «Явление Христа народу» явственно прослеживаются черты сходства лица великого писателя и героя. Особенно это заметно на этюдах к полотну.
«Нет земли без господина» , — говорили в средние века. Это означало, что вся земля в Европе принадлежала могущественным владельцам земли — феодалам.
Среди господских пашен и крестьянских наделов были разбросаны убогие деревушки, а над всей окрестностью царил неприступный замок. Такое земельное владение с IX в. стало называться феодом. Отсюда происходит и слово «феодал» . Получая феод за военную службу от более знатного и могущественного феодала — сеньора, новый владелец этой земли (вассал) приносил сеньору клятву верности и брал на себя ряд обязательств, в первую очередь военной силой, выкупать сеньора из плена и т. п. Такую же клятву приносил каждый феодал, вступая в наследование феодом после смерти своего отца. За сеньором сохранялось верховное право распоряжаться в своих владениях. Так, например, он мог отнять феод у своего вассала, если тот отказывался служить ему.
«Нет земли без господина» , — говорили в средние века. Это означало, что вся земля в Европе принадлежала могущественным владельцам земли — феодалам.
Среди господских пашен и крестьянских наделов были разбросаны убогие деревушки, а над всей окрестностью царил неприступный замок. Такое земельное владение с IX в. стало называться феодом. Отсюда происходит и слово «феодал» . Получая феод за военную службу от более знатного и могущественного феодала — сеньора, новый владелец этой земли (вассал) приносил сеньору клятву верности и брал на себя ряд обязательств, в первую очередь военной силой, выкупать сеньора из плена и т. п. Такую же клятву приносил каждый феодал, вступая в наследование феодом после смерти своего отца. За сеньором сохранялось верховное право распоряжаться в своих владениях. Так, например, он мог отнять феод у своего вассала, если тот отказывался служить ему.