Империя как результат смерти цезаря в 46 году до н. э. все противники цезаря повержены. у него теперь есть безраздельная власть, к которой он так долго шел. рим принадлежит ему. цезарь активно борется за восстановление города, отменяет налоговые законы, образует колонии. он первый из правителей рима, при котором вошло в обиход понятие «империя». цезарь по сути сам становится государством, цезарь заменяет собой республику. сейчас это предтеча того, что будет происходить при императорах. но цезарь делает это так, что кажется, будто он пренебрегает традициями республики, и это ведет к его изоляции – неприятии его остальными. он не намерен делить власть с другими – менее знатными римлянами и объявляет пожизненным диктатором, по сути – царем рима. в случае, если цезарь получит титул кесаря, это лишит их всех прав – голосовать, выражать свое мнение. недовольство тиранией цезаря пропитывает весь сенат. даже его протеже – марка брута – удается склонить к предательству. брут был сложной и малопривлекательной личностью. цезарь приблизил его и продвигал его карьеру. но бруту претило положение второго лица в государстве, и по-своему он считал себя избавителем рима, защитником его гражданских свобод, вступая в сговор против цезаря. наконец, в мартовские иды 44-го года до н. э. сорок движимых идеями свободы заговорщиков под руководством брута приводят свой план в исполнение. классический биограф светоний: «23 удара кинжалом поразили стоящего цезаря. он не издал ни звука после первого удара. хотя по словам некоторых, когда он увидел марка брута, готового нанести второй удар, с его уст сорвались слова порицания – «и ты, брут? ». многие из них были его друзьями, некоторые – старыми друзьями. возможно, некоторые считали что цезарь уничтожил самое дорогое что было у римлян – то, что власть не должна быть в руках одного. но были и зависть, и вражда и просто эмоции, возможно чувство, что это было необходимо во имя свободы. смерть цезаря не к торжеству республики, как того хотели заговорщики. ее результатом стала усилившаяся смута, анархия, и в последствии – империя. вливание огромных до неприличия богатств в римскую политику, превращение армии в клиентов, патронов, военачальников и соперничество среди аристократов, целью которых было победить друг друга, а не служить своей стране, означало, что республика была обречена даже без гения и пламенности юлия цезаря. его родственник август сумел увековечить это и создал римскую империю. эпоха императоров началась. и с ней кровавые завоевания, жестокое подавление и бесконечная война.
Идерландский костюм находился в основном под влиянием французской моды, хотя чувствовались также веяния из Германии и Испании. Еще в 16 веке нидерландский костюм сформировался на основе бургундских фасонов с использованием испанских и французских образцов и некоторых местных особенностей. Позже, когда Нидерланды оказались под властью Филиппа II, в стране начинает распространяться испанская мода. Высшее сословие принимало ее неохотно. Во время деспотического правления Альбы цвета светлых нидерландских одежд потускнели, одежда стала однотонной и темной. Они утратили народный характер и постепенно превратились в испано-французские. Но высшее сословие эту моду отвергло, и в 17 веке нидерландский костюм вернул свою самобытность.
Мужской костюм
Мужской нидерландский костюм 17 века настойчиво избавлялся от испанских форм. Из него изгоняется все то, что неудобно и мешает движениям — прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава. Военные отказались от несовместимой с их ремеслом тесной, сковывающей движения одежды. Пышные панталоны еще какое-то время носили, но затем их перестали набивать, и они стали свободно падать до колен. В воинском костюме появились также короткие шаровары. После 1620 г. штаны еще больше расширяются и нависают над коленями. Все подбивки в одежде исчезают. Из нидерландского мужского костюма устраняются также ленты и кружева, характерные для французской моды. Костюм стал простым и удобным. Перенятые у французов короткая курточка и юбка, модные во времена детства Людовика XIV, удлиняются. Куртка стала более легкой и удобной — длиной до талии и ниже, разделенная внизу на восемь частей; нижняя часть пришнуровывалась к куртке. Рукава также стали длиннее и шире, иногда разрезные, на пуговицах. Юбка-ренграв иногда стягивалась шнуром и заправлялась в высокие сапоги. Верхний кафтан — прямой, свободный, длиной ниже колен. Чтобы длинные полы не цеплялись за широкие штаны, сзади на кафтане делался разрез, каждая пола внизу заворачивались кверху и концы ее соединялись вместе. Позже этот фасон заимствовали французы. Нидерландцы любили собранные в складки кружевные отложные воротники, закрывающие грудь, плечи и спину, или отделанные кружевом отложные воротники с вырезом впереди, под которыми была видна рубашка. Жесткий круглый стоячий испанский воротник «мельничный жернов», он же «трубчатый воротник», появившийся в Нидерландах во 2-й половине 16 века, вышел из моды только около 1630 г. Позже его носили только пожилые люди. В 50-е-60-е гг. 17 века вместе с модой на длинные парики появился белый воротник «рабат»: сзади короткий, а спереди — с прямоугольными концами.
Еще в 16 веке нидерландский костюм сформировался на основе бургундских фасонов с использованием испанских и французских образцов и некоторых местных особенностей.
Позже, когда Нидерланды оказались под властью Филиппа II, в стране начинает распространяться испанская мода. Высшее сословие принимало ее неохотно. Во время деспотического правления Альбы цвета светлых нидерландских одежд потускнели, одежда стала однотонной и темной. Они утратили народный характер и постепенно превратились в испано-французские. Но высшее сословие эту моду отвергло, и в 17 веке нидерландский костюм вернул свою самобытность.
Мужской костюм
Мужской нидерландский костюм 17 века настойчиво избавлялся от испанских форм. Из него изгоняется все то, что неудобно и мешает движениям — прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава.
Военные отказались от несовместимой с их ремеслом тесной, сковывающей движения одежды. Пышные панталоны еще какое-то время носили, но затем их перестали набивать, и они стали свободно падать до колен. В воинском костюме появились также короткие шаровары.
После 1620 г. штаны еще больше расширяются и нависают над коленями. Все подбивки в одежде исчезают.
Из нидерландского мужского костюма устраняются также ленты и кружева, характерные для французской моды. Костюм стал простым и удобным.
Перенятые у французов короткая курточка и юбка, модные во времена детства Людовика XIV, удлиняются. Куртка стала более легкой и удобной — длиной до талии и ниже, разделенная внизу на восемь частей; нижняя часть пришнуровывалась к куртке. Рукава также стали длиннее и шире, иногда разрезные, на пуговицах. Юбка-ренграв иногда стягивалась шнуром и заправлялась в высокие сапоги.
Верхний кафтан — прямой, свободный, длиной ниже колен. Чтобы длинные полы не цеплялись за широкие штаны, сзади на кафтане делался разрез, каждая пола внизу заворачивались кверху и концы ее соединялись вместе. Позже этот фасон заимствовали французы.
Нидерландцы любили собранные в складки кружевные отложные воротники, закрывающие грудь, плечи и спину, или отделанные кружевом отложные воротники с вырезом впереди, под которыми была видна рубашка.
Жесткий круглый стоячий испанский воротник «мельничный жернов», он же «трубчатый воротник», появившийся в Нидерландах во 2-й половине 16 века, вышел из моды только около 1630 г. Позже его носили только пожилые люди.
В 50-е-60-е гг. 17 века вместе с модой на длинные парики появился белый воротник «рабат»: сзади короткий, а спереди — с прямоугольными концами.