На на тему в древней понятие « » столь привычно, что уже почти никто не замечает его неточности. примерно до середины xv столетия правильнее было бы назвать древневосточнославянской. в первые века после крещения руси и распространения в восточнославянских землях письменности восточных славян была единой: одни и те же произведения читали и переписывали книжники в киеве и во владимире, в полоцке и в новгороде, в чернигове и в ростове. позднее на этой территории складываются три разные восточнославянские народности: , украинцы и белорусы. прежде единый язык распадается: , украинские и языки. основной круг произведений - религиозно-назидательные сочинения, жития святых, богослужебные песнопения - был общим для и для других православных славянских стран - болгарии и сербии.
Реформация в европе. католическая церковь накануне реформации: обширные земельные владения, огромные доходы от эксплуатации крестьян и горожан; моральное разложение священников и падение авторитета церкви; продажа индульгенций и церковных должностей; огромные богатства церкви, призывающей прихожан к скромности и неприхотливости; вмешательство церкви во внутренние дела государств. всё это вызывало недовольство. в 1517 г. , с выступления мартина лютера, началась реформация в германии, которая вскоре распространилась на всю европу. реформация положила начало протестантизму как новой разновидности христианства. чего хотели протестанты: «дешевую церковь» , отмены феодальных повинностей и освобождения крестьян, закрытия многих монастырей, секуляризации, свободы светской власти от церковных ограничений. верующему человеку не нужен посредник между ним и богом, не нужны священники, церкви и папа римский. отказались от почитания богородицы, святых, ангелов, от поклонения иконам. из 7 христианских таинств признали только 2: крещение и причащение. обряды , нет монашества. основные течения протестантизма: 1. лютеранство. основоположник – мартин лютер. осн. идеи: нельзя отпускать грехи без покаяния, нельзя брать деньги за покаяние (против индульгенций) . нужно укреплять веру, а не церковь; не следует поклоняться иконам и проводить пышные обряды. ликвидировать папство, а главой церкви в каждом княжестве сделать самого князя. все богослужения проводить на родном языке, а не на латыни. перевести библию, чтобы ее мог читать каждый. в 1555 г. – аугсбургский религиозный мир: «чья власть – того и вера» . 2. кальвинизм. основатель - жан кальвин (швейцария) . распространилось в (пуритане) , франции (гугеноты) , нидерландах и др. странах. полный разрыв с католичеством. это учение о «божественном предопределении» : в рай попадет только тот, кто много работает и наживает богатства. бедность не может быть признаком святости, бедные теряют милость божью и не попадут в рай. лень и щедрость – величайшие пороки. одобряли скупость и усердие в труде ради накопления богатств. осуждали веселье, нарядную одежду, развлечения, пустую трату времени и денег. кальвинисты делились на общины, во главе которых стояли пресвитеры, избираемые прихожанами. судьба человека полностью в руках господа. если успех в жизни – значит, человек избран богом, если неудачник, значит, бог отверг. в основном, кальвинизм проповедовала буржуазия. 3. анабаптизм. народная реформация (один из сторонников – томас мюнцер) . называли себя «святыми» , вторично крестились, будучи взрослыми. считали, что вправе свергать недостойных правителей, перераспределять богатства, устанавливать справедливые законы и судить грешников. католическая церковь боролась против реформации, этот процесс получил название контрреформация. целью контрреформации являлось укрепление основ католической церкви и власти папы римского. против протестантов выступили князья южной германии, император священной римской империи карл v, король испании филипп ii и итальянские князья. опора контрреформации – католический орден иезуитов, основанный испанским дворянином ингасио лойола. военная дисциплина, при этом они ничем не выделялись среди простых людей, подслушивали, втирались в доверие, уничтожали любого противника папы. ради церкви – даже убийство не грех. основной принцип – «цель оправдывает средства» . инквизиция пытала и сжигала всех, на кого падали хоть малейшие подозрения в протестантизме.