Виконайте завдання:
1. Складіть словничок з 3-4 слів, які можна використати в розповіді про суспільне життя давніх слов’ян. Запишіть тлумачення до кожного.
2. Використовуючи подані рядки слів, сформулюйте речення, які характеризують господарське життя та заняття давніх слов’ян. Речення запишіть.
Наприклад: Велика рогата худоба, кози, вівці, свині - "У слов'ян було розвинуте скотарство. Вони розводили велику рогату худобу, кіз, овець та свиней".
Ливарна справа й ковальство, ткацтво, прядіння -
Вироби зі скла, бронзи, срібла й золота, вина, хутро, мед, віск ячмінь, пшениця, жито, овес, льон і конопля -
3. Уявіть, що ви зустріли своїх однолітків, які жили півтори тисячі років тому на землях давніх слов'ян. Ви йдете по полю пшениці, сяє сонечко. Неподалік на лузі пасеться худоба. Раптом повіяв сильний вітер, загримів гром, зблиснула блискавка. Складіть від імені давніх слов'ян розповідь про божества, які спричиняють всі ці явища.
Какие территории вошли в состав империи Наполеона в начале XIX в.?
• Охарактеризуйте меры, предпринятые французским императором для ослабления позиций Англии в Европе.
• Объясните, почему современники утверждали, что Европа превращается в фамильное владение семьи Бонапарт.
• Какие реформы были проведены в Пруссии?
• Расскажите о проявлениях кризиса в империи.
Вопросы и задания
1. Какую политику проводил Наполеон на покоренных им землях Европы?
2. Почему наполеоновские завоевания росту национального самосознания народов европейских стран?
3. Перечислите признаки кризиса империи Наполеона.
4. Продолжите таблицу «Внешняя политика Франции в начале XIX в.».
5. В чем состояли причины ухудшения отношений между Россией и Францией?
6. Выпишите в тетрадь и объясните понятия «оккупация», «национальное самосознание», «карбонарии».
Изучаем документы
Из воспоминаний генерала Лежена, командующего французской армией, осаждавшей Сарагосу:
«Упорство было не меньше у женщин, чем у мужчин. Мы спустились в подвал, который только что захватили <...> Через отдушины этого подвала увидели испанца, собиравшего в небольшом саду свинец от пуль, и убили его. Едва успел этот человек упасть, как женщина, плача и в отчаянии выкрикивая проклятия, бросилась к телу своего мужа. Наши солдаты, проявляя великодушие, проявили бы уважение ее горю, если бы эта женщина, поднявшись на ноги, с гневом не схватила бы на наших глазах плащ, ружье и патронташ убитого, посылая по нашему адресу тысячу проклятий. Пуля тут же убила ее, и она упала на труп того, за кого хотела отомстить.
Через несколько минут прибежала девочка 15—16 лет и с раздирающим душу криком «О, мой отец! О, моя мать!» бросилась на колени перед бездыханными телами, целуя их и пытаясь вернуть родителей к жизни... После нескольких напрасных попыток унести тело своей матери она завернула его вместе с ружьем и патронташем в плащ для того, чтобы иметь возможность его тащить».
• На основании текста параграфа и документа объясните, почему французская армия не смогла покорить Испанию.
Из писем Наполеона I вице-королю Италии принцу Евгению Наполеону Богарне:
«23 августа 1810 г.
Необходимо, чтобы Италия не строила никаких отдельных от Франции планов относительно своего процветания, она должна слить свои интересы с интересами Франции. Она должна особенно остерегаться давать Франции повод к присоединению; ибо, если Франция будет в этом заинтересована, что сможет этому помешать? Берите ... своим девизом: «Франция превыше всего».
26 августа 1810 г.
Италия... наводнена швейцарскими товарами. Окрашенные полотна и хлопчатобумажные ткани все ввозятся из Швейцарии, в то время как Франция завалена ими. Я стремлюсь к тому, чтобы окрашенные полотна и т.п. из Германии или из Швейцарии совсем не были допущены в Италию и ввозились бы только из Франции. Представьте мне доклад по этому поводу».
Среди причин, обусловивших переход революционеров к методам террора, историки выделяют недовольство радикалов по поводу половинчатости и незавершённости «великих реформ», индифферентность общества по отношению к революционному движению, месть властям за репрессии[4], в том числе по отношению к террористам[5][6], чрезмерную персонификацию власти революционерами. Террор рассматривался его идеологами, с одной стороны, как дезорганизовать правительство и побудить его к реформам; с другой стороны — как подтолкнуть народ к восстанию, ускорить ход истории