Правление Людовика XI ознаменовано политическими интригами не самого благовидного рода, целью которых было объединение раздробленной Франции и ликвидация самостоятельности крупных феодалов. В этом королю сопутствовала большая удача, чем его предшественникам: он считается основателем абсолютной монархии во Франции. Набожный, жестокий и осторожный. Властолюбивый, скрытный чёрствый, Людовик был тонким психологом. До него правительство действовало исключительно силой, но Людовик заменил силу хитростью, а феодальную политику строил на лжи, обмане и осторожности. Удалив от должности отцовских советников, расправившись со своими врагами, король начал борьбу с феодалами. Путём подкупа он возвратил Франции Пикардию, интриговал против герцога Бургундского (1464 год), вмешивался в английские распри между Ланкастеркой и Йоркской розами. Деспотизм Людовика вооружил против него как крупных, так и мелких феодалов.
Распад Делийского султаната. Со второй четверти XIV в. от Дели отделились почти все окраинные области (кроме Гуджарата) ; создавались самостоятельные государства. Наиболее крупным из них был султанат Бахмани, созданный в 1347 г. В конце XV — начале XVI в. он распался на несколько владений. В 1470 г. столицу этого государства г. Бидар посетил русский путешественник Афанасий Никитин. Другим крупным государством была империя Виджаянагар (Южная Индия) . В конце XIV в. Делийский султанат подвергся опустошительному нашествию среднеазиатских завоевателей во главе с Тимуром. Осенью 1398 г. Тимур занял Дели и разграбил его, а затем вернулся в Самарканд. После ухода войск Тимура междоусобная борьба вспыхнула с новой силой. В первой четверти XVI в, наместники многих провинций практически стали независимыми от центральной власти. В те годы появилась поговорка — «Власть повелителя мира (т. е. делийского султана) распространяется от Дели до Палама» (Палам — поселение в нескольких километрах от Дели) . Феодальные междоусобицы настолько ослабили государство, что оно не смогло противостоять нападению войск владетеля Кабула внука Тимура Захир ад-дина Бабура.
В начале XIII в. на развалинах Гурийской державы в Индии возникло государство, получившее название Делийского султаната (1206—1526). Внешнеполитическая обстановка в регионе Среднего Востока, характеризовавшаяся в тот период постоянной угрозой вторжения монголов, которые уже установили свою власть в Иране, Афганистане, Средней Азии и совершали нападения на районы северо-западной Индии ствовала консолидации индийских феодальных владетелей и некоторому укреплению Делийского султаната. Тем не менее, делийским султанам не удалось создать сильное централизованное государство: вооруженные столкновения различных феодальных группировок, а также мятежи отдельных феодалов против султанской власти почти не прекращались. Одной из причин этих выступлений была борьба за землю. Значительного могущества Делийский султанат достиг в правление Ала-уд-дина Хильджи (1296—1316). В результате завоеваний Ала-уд-дина и его преемников в состав султаната в первой четверти XIV в. была включена значительная часть Северного Индостана — Пенджаб, Синд, Уттер, Прадеш, Гуджерат. Западной границей государства стала река Инд. В вассальной зависимости от Делийского султаната находились некоторые княжества Раджастана и государство Ядавов в Декане. Однако вскоре многие из них приобрели независимость. Во главе государства стоял султан, который решал все важнейшие государственные дела — назначал правителей областей и городов, военачальников, крупных сановников административного аппарата, членов так называемого Тайного совета, состоявшего из знатных лиц и выполнявшего функции совещательного органа. Наиболее привилегированное положение в государственном аппарате в центре и на местах занимала военная знать — выходцы из Ирана, Афганистана и Средней Азии. Они получали важнейшие и весьма доходные посты в административно-налоговом аппарате и войске. Другой влиятельной группировкой военно-феодальной знати были потомки монголов, осевшие в Индии после одного из набегов монголов в конце XIII в. Приняв ислам, они остались в стране и получили земельные от султанов. /Меньшим влиянием в государстве пользовались феодалы-индусы. Значительная часть их земель была изъята и передана приближенным Делийских султанов. Феодалы-индусы сохраняли свои владения, главным образом, на окраинах государства и нередко попадали в зависимое положение от мусульманской знати. Феодализм был господствующим строем в Делийском султанате, но некоторые из народностей, входившие в его состав, находились на еще более низком уровне социально-экономического развития. У некоторых из них не изжиты были еще общинно-родовые отношения. В ряде областей сохранились пережитки рабства, в значительной мере связанные с наличием в стране каст «неприкасаемых» .
Властолюбивый, скрытный чёрствый, Людовик был тонким психологом. До него правительство действовало исключительно силой, но Людовик заменил силу хитростью, а феодальную политику строил на лжи, обмане и осторожности. Удалив от должности отцовских советников, расправившись со своими врагами, король начал борьбу с феодалами. Путём подкупа он возвратил Франции Пикардию, интриговал против герцога Бургундского (1464 год), вмешивался в английские распри между Ланкастеркой и Йоркской розами. Деспотизм Людовика вооружил против него как крупных, так и мелких феодалов.
Со второй четверти XIV в. от Дели отделились почти все окраинные области (кроме Гуджарата) ; создавались самостоятельные государства. Наиболее крупным из них был султанат Бахмани, созданный в 1347 г. В конце XV — начале XVI в. он распался на несколько владений. В 1470 г. столицу этого государства г. Бидар посетил русский путешественник Афанасий Никитин. Другим крупным государством была империя Виджаянагар (Южная Индия) .
В конце XIV в. Делийский султанат подвергся опустошительному нашествию среднеазиатских завоевателей во главе с Тимуром. Осенью 1398 г. Тимур занял Дели и разграбил его, а затем вернулся в Самарканд. После ухода войск Тимура междоусобная борьба вспыхнула с новой силой. В первой четверти XVI в, наместники многих провинций практически стали независимыми от центральной власти. В те годы появилась поговорка — «Власть повелителя мира (т. е. делийского султана) распространяется от Дели до Палама» (Палам — поселение в нескольких километрах от Дели) .
Феодальные междоусобицы настолько ослабили государство, что оно не смогло противостоять нападению войск владетеля Кабула внука Тимура Захир ад-дина Бабура.
В начале XIII в. на развалинах Гурийской державы в Индии возникло государство, получившее название Делийского султаната (1206—1526). Внешнеполитическая обстановка в регионе Среднего Востока, характеризовавшаяся в тот период постоянной угрозой вторжения монголов, которые уже установили свою власть в Иране, Афганистане, Средней Азии и совершали нападения на районы северо-западной Индии ствовала консолидации индийских феодальных владетелей и некоторому укреплению Делийского султаната. Тем не менее, делийским султанам не удалось создать сильное централизованное государство: вооруженные столкновения различных феодальных группировок, а также мятежи отдельных феодалов против султанской власти почти не прекращались. Одной из причин этих выступлений была борьба за землю.
Значительного могущества Делийский султанат достиг в правление Ала-уд-дина Хильджи (1296—1316). В результате завоеваний Ала-уд-дина и его преемников в состав султаната в первой четверти XIV в. была включена значительная часть Северного Индостана — Пенджаб, Синд, Уттер, Прадеш, Гуджерат. Западной границей государства стала река Инд. В вассальной зависимости от Делийского султаната находились некоторые княжества Раджастана и государство Ядавов в Декане. Однако вскоре многие из них приобрели независимость.
Во главе государства стоял султан, который решал все важнейшие государственные дела — назначал правителей областей и городов, военачальников, крупных сановников административного аппарата, членов так называемого Тайного совета, состоявшего из знатных лиц и выполнявшего функции совещательного органа.
Наиболее привилегированное положение в государственном аппарате в центре и на местах занимала военная знать — выходцы из Ирана, Афганистана и Средней Азии. Они получали важнейшие и весьма доходные посты в административно-налоговом аппарате и войске. Другой влиятельной группировкой военно-феодальной знати были потомки монголов, осевшие в Индии после одного из набегов монголов в конце XIII в. Приняв ислам, они остались в стране и получили земельные от султанов. /Меньшим влиянием в государстве пользовались феодалы-индусы. Значительная часть их земель была изъята и передана приближенным Делийских султанов. Феодалы-индусы сохраняли свои владения, главным образом, на окраинах государства и нередко попадали в зависимое положение от мусульманской знати. Феодализм был господствующим строем в Делийском султанате, но некоторые из народностей, входившие в его состав, находились на еще более низком уровне социально-экономического развития. У некоторых из них не изжиты были еще общинно-родовые отношения. В ряде областей сохранились пережитки рабства, в значительной мере связанные с наличием в стране каст «неприкасаемых» .