Известно, что узбекский народ наряду с другими древними народами тысячелетия назад открыл двери развития, создал крупные государственные образования. В этих образованиях существовали основы национальной государственности. Изучая опыт древней государственности наших великих предков в настоящее время огромное значение имеет восстановление традиций национальной государственности. Наши предки создали считавшиеся в свое время могущественными такие государства, как: Бактрия, Хорезм, Согдиана, Довон, Канг, Кушон. Раскрывающая понятие «решительных законов» книга «Авеста» является древним историческим комплексом политико-экономических, правовых и духовных знаний. Найденные на горе Муг источники, принадлежащие древнему историческому государству Согдиана, также с давних пор свидетельствуют нам об основах создания сильного и доведенного до совершенства государства. Узбекская государственность, совершившая значительный поворот в развитии во времена Амир Темура и династии темуридов, нуждается в отдельном исследовании. В истории нашей родины оказавший неоценимое служение народу Амир Темур получил заслуженное признание как великий государственный деятель, выдающийся полководец. К сожалению, имя Амира Темура было очернено бывшим колонизаторским и деспотическим строем, отстранено от внимания поколений. После обретения нашей Родиной независимости узбекская государственность была создана объективно и законно и кульминационные проблемы изучаются последовательно. Президент Республики Узбекистан И.Каримов так охарактеризовал выдающегося полководца: «Постоянно проявляя заботу и живя думами о народе и государстве Сахибкиран превратил находившийся под игом дикарей край в самое могущественное государство мира». [1с.12]. Само перечисление произведений в исторической науке XV века свидетельствует о развитии этой сферы периода темуридов. До нашего времени дошли такие написанные на языке фарси исторические источники, как “Зафарнома” Низомиддина Шомий, “Мужмали Фасиҳий” Фасиҳ Аҳмада Ҳавофий, “Зубдат ат-таворих” Ҳофиза Абрў, “Зафарнома” Шарафуддина Али Яздий, “Матла ус-саъдайн” Абдураззоқа Самарқандий, “Равзат ус-сафо” Мирхонди, “Ҳабиб ус-сияр” Хондамира и написанное на арабском языке произведение “Ажойиб ал-мавдур фи тарихи Таймур” ибн Арабшоҳа. В этот перечень целесообразно включить и воспоминания о путешествии посетившего и принятого в 1401 году в Самарканде Амиром Темуром испанского путешественника Руи Гонзалес да Клавихо. В каждом из этих произведений очевидна достоверность описанных не только государственной политики или военных походов, сведения о личности того или иного правителя, но и вместе с тем все сложные, противоречивые процессы, исторические события, цепь событий того времени. Среди перечисленных выше произведений “Зубдат ат-таворих” (1423–1427) Ҳофиза Абрў и “Зафарнома” (1424–1425) Шарафуддина Али Яздий отличаются своими историческими переживаниями, последовательностью и подробностью событий. [2.с.447]. Во времена правления Амира Темура и династии темуридов история и летопись поднялись на высокий уровень. Мы не ошибёмся, если скажем, что личность Сахибкирана Амир Темура пользуется большим уважительным отношением в науке «история». Ведущий историк времен Амира Темура Шарафуддин Али Яздий считает историю почетной и имеющей свое особое место в науке. «История изучает причины возникших ситуаций в странах и государствах; с каких мероприятий и мер в стране устанавливались мир и спокойствие, в каких условиях страна попадала в кризис, происходившие трагические события, а также пути выхода из сложившихся ситуаций, принятие каких мер приведет к развитию»,– говорит Яздий. Указанные Шарафуддином Али Яздий сведения необходимо считать очень ценными. По его словам, в государственном совете Амира Темура составлено произведение «Манзумаи турк», в ходе создания которого Амир Темур неоднократно перечитывал некоторые отрывки; исправил некоторые места, редактировал, при необходимости дополнительных фактов или для их уточнения посылал проверенных людей по тем местам, где происходили события. Он требовал, чтобы описываемые события раскрывались правильно, в хронологическом порядке и соответствовали исторической правде
Уже первые шаги Павла-императора продемонстрировали его намерение действовать во всем наперекор политике матери. Этим стремлением окрашено, по сути, все его царствование. Так, конечно же совсем не либеральными симпатиями объясняются освобождение Павлом Новикова, Радищева, Т. Костюшко, а с ним и других поляков, смена многих высших должностных лиц по обвинению в коррупции. Новый император пытался как бы зачеркнуть предшествующие 34 года русской истории, объявить их сплошной ошибкой.
Во внутренней политике Павла выделяется несколько взаимосвязанных направлений — реформа государственного управления, изменения в сословной политике и военная реформа. На первый взгляд, осуществленная Павлом реформа государственного управления, так же как и политика Екатерины, имела целью дальнейшую централизацию власти, однако решалась эта задача иначе. Так, если при Екатерине особенно усилилось значение генерал-прокурора Сената, в ведении которого оказались многие государственные дела, в том числе вся финансовая политика, то при Павле генерал-прокурор превратился как бы в премьер-министра, сосредоточившего в своих руках функции министров внутренних дел, юстиции, частично финансов.
Дальнейшее изменение функций Сената в целом, которому Екатерина в своих позднейших проектах готовила по сути роль органа высшего правового надзора, связано с реорганизацией центрального и местного управления. Еще в 80-е гг. был ликвидирован ряд коллегий и оставлены лишь три - Военная. Адмиралтейская и Иностранных дел. Связано это было с тем, что, декларируя свободу предпринимательства, Екатерина полагала возможным передать минимально необходимый контроль за развитием экономики в руки местных властей. Павел восстановил некоторые коллегии, считая, однако, необходимым преобразовать их в министерства, заменяя принцип коллегиального правления единоличным. Так, в 1797 г. было создано совершенно новое Министерство уделов, ведавшее землями, принадлежавшими непосредственно царской фамилии, а в 1800 г. - Министерство коммерции. Еще более решительно разрушил Павел всю систему местного управления, созданную на основе Учреждений 1775 г.
Во-первых, были ликвидированы должности наместников, пользовавшихся, по мнению нового императора, слишком большой самостоятельностью. Во-вторых, были закрыты приказы общественного призрения, управы благочиния; городское сословное управление было слито с органами полиции, городские думы ликвидированы. Реформе подверглась и созданная Екатериной судебная система: ряд судебных инстанций был ликвидирован вовсе, а палаты гражданского и уголовного судов спиты в одну. В связи с этим вновь усилилась роль Сената как судебного органа.
Изменил Павел и административно-территориальное деление страны, принципы управления окраинами империи. Так, 5О губерний были преобразованы в 41 губернию и Область войска Донского. Прибалтийским губерниям, Украине и некоторым другим окраинным территориям были возвращены традиционные органы управления. Все эти преобразования очевидно противоречивы: с одной стороны, они увеличивают централизацию власти в руках царя, ликвидируют элементы самоуправления, с другой — обнаруживают возврат к разнообразию форм управления на национальных окраинах. Это противоречие происходило прежде всего от слабости нового режима, боязни не удержать в руках всю страну, а также стремления завоевать популярность в районах, где была угроза вспышек национально-освободительного движения. Ну и, конечно, проявлялось желание переделать все по-новому. Показательно, что содержание судебной реформы Павла и ликвидация органов сословного самоуправления означали для России, по сути, шаг назад. Эта реформа коснулась не только городского населения, но и дворянства.
Наступление на дворянские привилегии, узаконенные Жалованной грамотой 1785 г., началось практически с первых дней павловского царствования. Уже в 1797 г. был объявлен смотр всем числящимся в списках полков офицерам и неявившиеся уволены в отставку. Эта мера была связана с тем, что при Екатерине существовал обычай записывать в полк малолетних дворянских детей, чтоб к совершеннолетию они уже имели офицерские чины. Также, большое число офицеров числилось больными, в отпусках и пр. Кроме того, многие высшие сановники государства наряду с должностями в государственном аппарате имели генеральские чины и числились в различных, как правило гвардейских полках. Поэтому предпринятая Павлом мера выглядела вполне разумной и справедливой, хотя и озлобила дворян. За нею последовало ограничение привилегий неслуживших дворян. Запросив в августе 1800 г. списки таких дворян, Павел распорядился большую их часть определять в военную службу. До этого с октября 1799 г. был установлен порядок, согласно которому для перехода с военной службы на гражданскую требовалось специальное разрешение Сената. Другим указом императора неслужащим дворянам запрещалось участие в дворянских выборах и занятие выборных должностей.
Во внутренней политике Павла выделяется несколько взаимосвязанных направлений — реформа государственного управления, изменения в сословной политике и военная реформа. На первый взгляд, осуществленная Павлом реформа государственного управления, так же как и политика Екатерины, имела целью дальнейшую централизацию власти, однако решалась эта задача иначе. Так, если при Екатерине особенно усилилось значение генерал-прокурора Сената, в ведении которого оказались многие государственные дела, в том числе вся финансовая политика, то при Павле генерал-прокурор превратился как бы в премьер-министра, сосредоточившего в своих руках функции министров внутренних дел, юстиции, частично финансов.
Дальнейшее изменение функций Сената в целом, которому Екатерина в своих позднейших проектах готовила по сути роль органа высшего правового надзора, связано с реорганизацией центрального и местного управления. Еще в 80-е гг. был ликвидирован ряд коллегий и оставлены лишь три - Военная. Адмиралтейская и Иностранных дел. Связано это было с тем, что, декларируя свободу предпринимательства, Екатерина полагала возможным передать минимально необходимый контроль за развитием экономики в руки местных властей. Павел восстановил некоторые коллегии, считая, однако, необходимым преобразовать их в министерства, заменяя принцип коллегиального правления единоличным. Так, в 1797 г. было создано совершенно новое Министерство уделов, ведавшее землями, принадлежавшими непосредственно царской фамилии, а в 1800 г. - Министерство коммерции. Еще более решительно разрушил Павел всю систему местного управления, созданную на основе Учреждений 1775 г.
Во-первых, были ликвидированы должности наместников, пользовавшихся, по мнению нового императора, слишком большой самостоятельностью. Во-вторых, были закрыты приказы общественного призрения, управы благочиния; городское сословное управление было слито с органами полиции, городские думы ликвидированы. Реформе подверглась и созданная Екатериной судебная система: ряд судебных инстанций был ликвидирован вовсе, а палаты гражданского и уголовного судов спиты в одну. В связи с этим вновь усилилась роль Сената как судебного органа.
Изменил Павел и административно-территориальное деление страны, принципы управления окраинами империи. Так, 5О губерний были преобразованы в 41 губернию и Область войска Донского. Прибалтийским губерниям, Украине и некоторым другим окраинным территориям были возвращены традиционные органы управления. Все эти преобразования очевидно противоречивы: с одной стороны, они увеличивают централизацию власти в руках царя, ликвидируют элементы самоуправления, с другой — обнаруживают возврат к разнообразию форм управления на национальных окраинах. Это противоречие происходило прежде всего от слабости нового режима, боязни не удержать в руках всю страну, а также стремления завоевать популярность в районах, где была угроза вспышек национально-освободительного движения. Ну и, конечно, проявлялось желание переделать все по-новому. Показательно, что содержание судебной реформы Павла и ликвидация органов сословного самоуправления означали для России, по сути, шаг назад. Эта реформа коснулась не только городского населения, но и дворянства.
Наступление на дворянские привилегии, узаконенные Жалованной грамотой 1785 г., началось практически с первых дней павловского царствования. Уже в 1797 г. был объявлен смотр всем числящимся в списках полков офицерам и неявившиеся уволены в отставку. Эта мера была связана с тем, что при Екатерине существовал обычай записывать в полк малолетних дворянских детей, чтоб к совершеннолетию они уже имели офицерские чины. Также, большое число офицеров числилось больными, в отпусках и пр. Кроме того, многие высшие сановники государства наряду с должностями в государственном аппарате имели генеральские чины и числились в различных, как правило гвардейских полках. Поэтому предпринятая Павлом мера выглядела вполне разумной и справедливой, хотя и озлобила дворян. За нею последовало ограничение привилегий неслуживших дворян. Запросив в августе 1800 г. списки таких дворян, Павел распорядился большую их часть определять в военную службу. До этого с октября 1799 г. был установлен порядок, согласно которому для перехода с военной службы на гражданскую требовалось специальное разрешение Сената. Другим указом императора неслужащим дворянам запрещалось участие в дворянских выборах и занятие выборных должностей.