Фамилия Вересов принадлежит к числу древнейших семейных именований и представляет собой уникальный памятник славянского имясловия.
Родовое имя Вересовых относится к интереснейшей группе фамилий, произошедших от «мирских» имен. Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности. Нецерковные прозвания нередко полностью подменяли собой имена крестильные не только в повседневном общении, но и в официальных документах.
Исследуемая фамилия была образована в качестве отчества от личного именования предка Верес. По одной из версий, прозвание родоначальника восходило к народному названию вереска – верес. Вообще, в языческой древности, присваивая наследнику такие имена, как Волк, Белка, Журавль, Калина, родители стремились отдать ребенка под покровительство тотемного существа или же «спрятать» отпрыска за именем животного/растения и обмануть злые силы, враждебные человеку. Став со временем прозвищами, такие имена утратили свой древний смысл, но при этом приобрели новый: начали символизировать определенные качества или особенности человека.
Таким образом, можно предположить, что Вересом, памятуя о благотворном влиянии вереска на лечение бессонницы, родичи нарекли беспокойного младенца в надежде, что имя подарит ему крепкий, здоровый сон, избавит от кошмаров и ночных видений. Вместе с тем, прозвание Верес могло принадлежать обладателю густой, кустистой бороды. Впрочем, в обиходе существовало и слово «вересить», связанное с душистым смолистым запахом вереска и употреблявшееся в значении «дымить, чадить». Следовательно, предок рода Вересовых мог обжигать глину или работать с металлом, выжигать узоры на дереве или обрабатывать кожи.
В то же время, имеется суждение, что прозвание Верес было построено от русского слова «верещать», то есть «свирестеть, шумно шелестеть; тараторить без умолку; визжать, пищать, плакать навзрыд». В таком случае, Вересом могли именовать капризного, плаксивого ребенка, постоянно требовавшего внимания родителей и нянек, или известного задиру-острослова, либо обладателя высокого, пронзительного голоса, чей окрик был слышен «за версту». Подобное прозвание могло закрепиться и за охочим рассказчиком, непревзойденным знатоком народных легенд и преданий, слушая которого односельчане абсолютно забывали о времени и хозяйственных делах, или за особо разговорчивым мужчиной, всегда делившимся со знакомыми последними новостями.
С течением времени прозвание Вересовых было официально зарегистрировано в качестве фамильного именования. Принятие семьей личного прозвища предка как своего наследственного имени означает, что родоначальник фамилии Вересовых являлся большим авторитетом для домочадцев, а также известным и уважаемым человеком в родном поселении.
Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения фамилии Вересов говорить сложно. Однако с уверенностью можно утверждать, что она имеет богатейшую историю и отражает в себе древние славянские верования и традиции именования людей.
Источники: Тупиков Н.М., Словарь древнерусских личных собственных имен. Толковый словарь В. Даля, в 4-х т. Петровский Н.А., Словарь русских личных имен. Унбегаун Б.О., Русские фамилии.
Восточные славяне имели два ключевых занятия – земледелие и скотоводство. Постепенно развивалось различное ремесло, но это зависело от месторасположения. Например, на северных территориях лучше было развито ремесло, нежели земледелие. Там же развивалась торговля, поскольку близкое расположение к Востоку и торговым путям обязывало.
Условия жизни были оптимальными на то время. Природа была разнообразной, было больше лесов и болот, чем степей. Города и любые поселения обычно располагались у воды, будь то озеро, река или море.
До 9 века славяне не использовали знаменитое трехполье, и даже двуполья, а просто выжигали траву, посыпали землю золой, оставляли участок таким на ближайшие 3 года и после сажали. Так же делали с лесами, но в этом случае землю оставляли на десятилетие.
Что касается скотоводства, то разводили как крупно, так и мелкорогатый скот. Например, лошади, коровы, свиньи, козы.
Среди ремесел были особенно развиты бортничество, охота. Лес давал людям мед, мясо, пушнину, воск. Все это можно было продать. Для продажи существовали торговые пути, такие как путь «из Варяг в Греки» по Днепру в Ильмень озеро, в Варяжское море. Этот путь доходил не только до Рима, но и до Константинополя, то бишь до Царьграда.
Родовое имя Вересовых относится к интереснейшей группе фамилий, произошедших от «мирских» имен. Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности. Нецерковные прозвания нередко полностью подменяли собой имена крестильные не только в повседневном общении, но и в официальных документах.
Исследуемая фамилия была образована в качестве отчества от личного именования предка Верес. По одной из версий, прозвание родоначальника восходило к народному названию вереска – верес. Вообще, в языческой древности, присваивая наследнику такие имена, как Волк, Белка, Журавль, Калина, родители стремились отдать ребенка под покровительство тотемного существа или же «спрятать» отпрыска за именем животного/растения и обмануть злые силы, враждебные человеку. Став со временем прозвищами, такие имена утратили свой древний смысл, но при этом приобрели новый: начали символизировать определенные качества или особенности человека.
Таким образом, можно предположить, что Вересом, памятуя о благотворном влиянии вереска на лечение бессонницы, родичи нарекли беспокойного младенца в надежде, что имя подарит ему крепкий, здоровый сон, избавит от кошмаров и ночных видений. Вместе с тем, прозвание Верес могло принадлежать обладателю густой, кустистой бороды. Впрочем, в обиходе существовало и слово «вересить», связанное с душистым смолистым запахом вереска и употреблявшееся в значении «дымить, чадить». Следовательно, предок рода Вересовых мог обжигать глину или работать с металлом, выжигать узоры на дереве или обрабатывать кожи.
В то же время, имеется суждение, что прозвание Верес было построено от русского слова «верещать», то есть «свирестеть, шумно шелестеть; тараторить без умолку; визжать, пищать, плакать навзрыд». В таком случае, Вересом могли именовать капризного, плаксивого ребенка, постоянно требовавшего внимания родителей и нянек, или известного задиру-острослова, либо обладателя высокого, пронзительного голоса, чей окрик был слышен «за версту». Подобное прозвание могло закрепиться и за охочим рассказчиком, непревзойденным знатоком народных легенд и преданий, слушая которого односельчане абсолютно забывали о времени и хозяйственных делах, или за особо разговорчивым мужчиной, всегда делившимся со знакомыми последними новостями.
С течением времени прозвание Вересовых было официально зарегистрировано в качестве фамильного именования. Принятие семьей личного прозвища предка как своего наследственного имени означает, что родоначальник фамилии Вересовых являлся большим авторитетом для домочадцев, а также известным и уважаемым человеком в родном поселении.
Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения фамилии Вересов говорить сложно. Однако с уверенностью можно утверждать, что она имеет богатейшую историю и отражает в себе древние славянские верования и традиции именования людей.
Источники: Тупиков Н.М., Словарь древнерусских личных собственных имен. Толковый словарь В. Даля, в 4-х т. Петровский Н.А., Словарь русских личных имен. Унбегаун Б.О., Русские фамилии.
Условия и занятия восточных славян
Восточные славяне имели два ключевых занятия – земледелие и скотоводство. Постепенно развивалось различное ремесло, но это зависело от месторасположения. Например, на северных территориях лучше было развито ремесло, нежели земледелие. Там же развивалась торговля, поскольку близкое расположение к Востоку и торговым путям обязывало.
Условия жизни были оптимальными на то время. Природа была разнообразной, было больше лесов и болот, чем степей. Города и любые поселения обычно располагались у воды, будь то озеро, река или море.
До 9 века славяне не использовали знаменитое трехполье, и даже двуполья, а просто выжигали траву, посыпали землю золой, оставляли участок таким на ближайшие 3 года и после сажали. Так же делали с лесами, но в этом случае землю оставляли на десятилетие.
Что касается скотоводства, то разводили как крупно, так и мелкорогатый скот. Например, лошади, коровы, свиньи, козы.
Среди ремесел были особенно развиты бортничество, охота. Лес давал людям мед, мясо, пушнину, воск. Все это можно было продать. Для продажи существовали торговые пути, такие как путь «из Варяг в Греки» по Днепру в Ильмень озеро, в Варяжское море. Этот путь доходил не только до Рима, но и до Константинополя, то бишь до Царьграда.