История появления одесской железной дорогиРАЗДЕЛ - ЧИСТО ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ И ИСТОРИИЧто такое Одесская железная дорога ? — Это животворный путь сообщения севера с югом России, Москвы и Петербурга с Черным т. е. “русским”, древних летописцев, морем. Что могло быть желательнее и естественнее этого пути, а между тем более четверти столетия невозвратно, с огромными потерями для всей Империи, прежде чем осуществляется столь важное сооружение, как Одесская, т. е. Черноморская железная дорога. Невольно повторишь с Грибоедовым, что хотя предание ещё так живо, а уже верится ему с трудом. Вот почему мы решились изложить вкратце историю или, лучше сказать, биографический очерк этой очарованной дороги, в полном убеждении, что теперь в особенности он прочтется всеми с особенным любопытством.
1. Говорить в 1864 году о пользе железных дорог к главнейшим нашим водоскопищам к Днепру и Днестру, говорить о значении этого рода сооружений для Одессы и всего южного края Империи в особенности,— все равно что говорить “о пользе стекла” или “о значений книгопечатания” для нравственного развития человека. Для южной и юго-западной России, да и для всей Империи это первостепенная потребность, удовлетворение которой столь же необходимо как употребле-ние пищи и воды, вдыхание здорового воздуха и пользование солнечным светом. И эта потребность признана уже нашим правительством и нашими государственными людьми не теперь, а 30 лет назад, т. е. прежде нежели явились железные дороги не только в Италии и Германии, но и во Франции.
В то самое время когда Французский оратор, а впоследствии первый министр Луи-Филиппа, Тьер, гласно и энергически опровергал на трибуне нужду и пользу железных дорог для Франции, покойный Император Николай, в ответ на ходатайство кн. М. С. Воронцова с целию улучшения главнейших путей сообщения, преимущественно торговых, в Новороссийском крае, устройством шоссе от Одессы до Елисаветграда и Кременчуга, изволил ответить: “Полагаю, что устройство железной дороги будет и лучше и полезнее всего: надо определить только откуда ее начать”. (Письмо графа Канкрина, от 10-го мая 1836 года № 2188).
Чтобы исполнить волю Монарха и устроить хорошие и выгодные для общественного хозяйства пути сообщения, кн. Воронцов вызвал из Бельгии опытного инженера, сделал нужные изнскания, собрал самые подробные статнетические данные и на них основал в 1844 году пред главным правительством новое ходатайство о необходимости “принять самыя решительные меры к предупреждению выжных последствий для нашей торговли от соперничества придунай-ских портов”.
1.
Говорить в 1864 году о пользе железных дорог к главнейшим нашим водоскопищам к Днепру и Днестру, говорить о значении этого рода сооружений для Одессы и всего южного края Империи в особенности,— все равно что говорить “о пользе стекла” или “о значений книгопечатания” для нравственного развития человека. Для южной и юго-западной России, да и для всей Империи это первостепенная потребность, удовлетворение которой столь же необходимо как употребле-ние пищи и воды, вдыхание здорового воздуха и пользование солнечным светом. И эта потребность признана уже нашим правительством и нашими государственными людьми не теперь, а 30 лет назад, т. е. прежде нежели явились железные дороги не только в Италии и Германии, но и во Франции.
В то самое время когда Французский оратор, а впоследствии первый министр Луи-Филиппа, Тьер, гласно и энергически опровергал на трибуне нужду и пользу железных дорог для Франции, покойный Император Николай, в ответ на ходатайство кн. М. С. Воронцова с целию улучшения главнейших путей сообщения, преимущественно торговых, в Новороссийском крае, устройством шоссе от Одессы до Елисаветграда и Кременчуга, изволил ответить: “Полагаю, что устройство железной дороги будет и лучше и полезнее всего: надо определить только откуда ее начать”. (Письмо графа Канкрина, от 10-го мая 1836 года № 2188).
Чтобы исполнить волю Монарха и устроить хорошие и выгодные для общественного хозяйства пути сообщения, кн. Воронцов вызвал из Бельгии опытного инженера, сделал нужные изнскания, собрал самые подробные статнетические данные и на них основал в 1844 году пред главным правительством новое ходатайство о необходимости “принять самыя решительные меры к предупреждению выжных последствий для нашей торговли от соперничества придунай-ских портов”.