В наиболее концентрированном виде античная культура выражается в политическом мышлении. Политика – вот единственно достойное занятие для гражданина, свободного человека – так считали и римляне, и греки. Полис оставил после себя три идеи. Первая идея – идея гражданства – членства в полисе, городе-государстве. Отсюда сопричастность всей жизни полиса, цивитас. Вторая идея – демократия – народовластие, народоправство –сопричастность гражданина к управлению жизнью полиса, участию в делах государства. Третья идея – идея республики – общего дела, а значит, возможность путём выбора занять своё место в "общем деле". Отсюда развитие выборного начала, сменяемость полководцев, их подотчётность сенату, коллегиальность в решениях.
Особенность образования Литовского государства была в том, что это государство возникло без участия христианских правителей или миссионеров; когда Литва сформировалась как государство, она оставалась языческой, ее государственной религией было многобожие с верой в таких богов, как Перкунас, Диевас, Аустра, Велс. Эта религия сохранялась до конца XIV века, официальное принятие католичества в Литве состоялось в 1387 году. Само государство Литва возникло для защиты литовских племён от агрессии христиан, особенно Тевтонского ордена, крайне агрессивно относившегося к язычникам.
При этом литовские князья относились терпимо к другим народам, исповедующим христианство. При князе Гедимине в Литве была основана православная митрополия в Новогрудке, многие князья принимали православную или католическую веру; так, князь Миндовг сначала принял католичество для заключения мира с тевтонцами, а затем разорвал этот мир и вернулся к язычеству.
Полис оставил после себя три идеи.
Первая идея – идея гражданства – членства в полисе, городе-государстве. Отсюда сопричастность всей жизни полиса, цивитас.
Вторая идея – демократия – народовластие, народоправство –сопричастность гражданина к управлению жизнью полиса, участию в делах государства.
Третья идея – идея республики – общего дела, а значит, возможность путём выбора занять своё место в "общем деле". Отсюда развитие выборного начала, сменяемость полководцев, их подотчётность сенату, коллегиальность в решениях.
Особенность образования Литовского государства была в том, что это государство возникло без участия христианских правителей или миссионеров; когда Литва сформировалась как государство, она оставалась языческой, ее государственной религией было многобожие с верой в таких богов, как Перкунас, Диевас, Аустра, Велс. Эта религия сохранялась до конца XIV века, официальное принятие католичества в Литве состоялось в 1387 году. Само государство Литва возникло для защиты литовских племён от агрессии христиан, особенно Тевтонского ордена, крайне агрессивно относившегося к язычникам.
При этом литовские князья относились терпимо к другим народам, исповедующим христианство. При князе Гедимине в Литве была основана православная митрополия в Новогрудке, многие князья принимали православную или католическую веру; так, князь Миндовг сначала принял католичество для заключения мира с тевтонцами, а затем разорвал этот мир и вернулся к язычеству.