Годунов в отличие от Ивана Грозного отказался от политики устрашения своих подданных и массовых казней, но со своими врагами он не церемонился. Так, к 1600 году по ложному обвинению были арестованы бояре Романовы, двоюродные братья царя Федора, которые могли бы предъявить притязания на трон. 1601-1603 г. были неурожайными. Страну охватил голод. Цены на хлеб резко подскочили, он стал недоступным для большинства населения. Царь распорядился открыть государственные амбары и бесплатно выдавать хлеб. Услышав об этом, в Москву хлынули толпы голодного народа. Но хлеба всем не хватало. С осени 1601 г. начались народные волнения. Особенно большие неприятности приносил отряд под предводительством Хлопко, действовавший недалеко от Москвы. Чтобы успокоить народ царь Борис восстановил Юрьев день и отменил сыск беглых крестьян. Но это уже не могло остановить нараставшее с каждым днем недовольство новым царем. Ему припомнили все: и «убийство» невинного царевича Дмитрия, и захват царской власти, и «татарское» происхождение. Подняли голову и бояре, питавшие давнюю ненависть к безродному «выскочке».
Восточную Римскую империю населяло множество народов: сирийцы, армяне, евреи, но больше всего было греков. И со временем греческий язык сменил латинский в качестве государственного языка империи. Ведь не случайно на Руси и в Западной Европе всех жителей империи называли греками. Но сами себя они называли по гречески ромеями, т.е. римлянами.Вопрос. Как вы думаете , почему они так себя называли?Учитель: Гораздо позже, когда империя перестала существовать, её стали называть Византией. Оно произошло от названия греческого города Византий, находившегося на месте Константинополя.Вопрос. Какой год считается годом возникновения Византии? - Какой город стал столицей Византийской империи? - Вспомните, кто основал Константинополь и в каком году? - Что обеспечило процветание Константинополю?2. Изучение нового материала. Учитель. Византия не переживала такого упадка культуры , как Западная Европа. В Западной Европе многие достижения античной культуры были уничтожены. И Византия осталась хранительницей культурного наследия античности. Но культура Византии сильно изменилась под воздействием христианства. Раннее ценимая античная мудрость теперь осуждалась как языческая, её место занимала богословие. В Византии тесно переплелись античность и христианство. В византийских школах сохранились античные традиции. Детей учили читать по поэмам Гомера и басням Эзопа. Начальные и средние школы в Византии были частными и государственными , а в Западной Европе церковными и монастырскими. Сохранились и развивались античные знания в математике. Было введено буквенное обозначение в алгебре. Эти знания нашли применение в астрономии, строительстве, исчислении сборов налогов. Медицина. В 11в. в Константинополе при монастыре была открыта больница. Для обучения медицине создано медицинское училище. Составлены пособия по медицине. Химия. Изобретён «греческий огонь»- смесь из нефти и смолы. Применялся в сражениях на море и на суше. География. Составлялись, чертились карты, планы городов. Путешественники составляли описания стран и народов. Выдающимися были достижения византийских историков. Они объединили в своих трудах библейскую и античную историю . Но теперь уже смыслом истории стало распространение христианства во всём мире