27 сентября 1657 года у царя Алексея Михайловича родилась дочь Софья. После смерти отца российский престол занял брат Софьи — Фёдор. Федя был болезненным, безвольным, богобоязненным мальчиком и Софья уже в то время решила занять российский трон. В 1682 году Федор умер. Детей у него не было. Поэтому власть должна был перейти к двум другим братьям Софьи — Ивану и Петру. По старшинству царем намеревались объявить Ивана. И вдруг вспыхнул стрелецкий бунт. Софья воспользовалась этой ситуацией и добилась того, чтобы короновали сразу двух царей: Ивана V и Петра I, и, так как им было очень мало лет (16 и 10 лет соответственно), Софья официально становилась регентшей. Фактически же она присвоила всю власть.
Громадное честолюбие и любовь к Василию Голицыну, который её предал, сгубили Софью. Петр I отобрал у нее корону, а Софью спровадил в монастырь, где она жила до самой смерти под именем монахини Сусанны.
Посмотрите статью Как запомнить дату рождения Софьи Романовой
Папа доказывает что духовная власть прежде светской, император доказывает свое
Парижские преподаватели, францисканцы Марсилий Падуанский и Жан Жанден, в противовес папскому абсолютизму выдвинули соборный принцип (конциляризм), примат светской (имперской) власти над папством. Марсилий в 1312 году был ректором Парижского университета. Философ Жан Жанден под воздействием аверроистских идей в 1324 году написал произведение «Страж мира» («Defensor pacis»), которое вручил Людвигу Баварскому. В 1326 году от папской инквизиции, он со своими единомышленниками бежал ко двору Людвига. (В частности, Марсилий поступил на службу к Людвигу в качестве врача.) Согласно теории Жана Жандена о государстве, последнее стоит над церковью, а император над папой. Государство и церковь в равной степени опираются на принцип верховенства народа. Папы и короли правят по поручению народа, но, если они злоупотребляют возложенной на них народом властью, народ вправе сместить их. Принцип верховенства народа исключал папский абсолютизм, неограниченное осуществление примата папы внутри церкви, а тем более - вне ее, в светских делах. В этой концепции просматривается переплетение принципа римского права, требующего равную подчиненность подданных, с сословным правом на сопротивление и с принципами городского самоуправления. Идеи Марсилия и Жандена восходят к Фоме Аквинскому. У Фомы Аквинского государство еще включено в божественную объективную систему, в естественное право. Продолжатели его идей уже разработали принцип сословной конституционности. Фома был еще далек от политики, Марсилий и его сторонники своими памфлетами активно участвовали в политике на стороне императора против папского абсолютизма.
В соответствии с переданной в 1326 году Людвигу Баварскому в Регенсбурге книгой «Страж мира» стражем мира является император. Папы разрушили естественный мир своими властными устремлениями. Задача императора - восстановление и защита порядка. По их мнению, совершенное общество (societas perfecta) - это государство (а не церковь). Марсилий и его сподвижники распространили идею сословности в качестве реализации принципа верховенства народа и на церковь. Несомненно, однако, что права, касающиеся верховенства народа, ограничивались лишь привилегированными классами, прежде всего сословным собранием, а в церкви - собором, состоящим из представителей высшего духовенства. В соответствии со смыслом этой теории отрицался примат папы, божественное происхождение церковной иерархии. Вселенский собор рассматривался как стоящее над папой высшее, занимающееся исключительно проповеднической и вероучительской деятельностью учреждение. Таким образом, осуществление сословности нашло свое выражение внутри церкви в принципе «собор выше папы» (concilium supra papam).
27 сентября 1657 года у царя Алексея Михайловича родилась дочь Софья. После смерти отца российский престол занял брат Софьи — Фёдор. Федя был болезненным, безвольным, богобоязненным мальчиком и Софья уже в то время решила занять российский трон. В 1682 году Федор умер. Детей у него не было. Поэтому власть должна был перейти к двум другим братьям Софьи — Ивану и Петру. По старшинству царем намеревались объявить Ивана. И вдруг вспыхнул стрелецкий бунт. Софья воспользовалась этой ситуацией и добилась того, чтобы короновали сразу двух царей: Ивана V и Петра I, и, так как им было очень мало лет (16 и 10 лет соответственно), Софья официально становилась регентшей. Фактически же она присвоила всю власть.
Громадное честолюбие и любовь к Василию Голицыну, который её предал, сгубили Софью. Петр I отобрал у нее корону, а Софью спровадил в монастырь, где она жила до самой смерти под именем монахини Сусанны.
Посмотрите статью Как запомнить дату рождения Софьи Романовой
Парижские преподаватели, францисканцы Марсилий Падуанский и Жан Жанден, в противовес папскому абсолютизму выдвинули соборный принцип (конциляризм), примат светской (имперской) власти над папством. Марсилий в 1312 году был ректором Парижского университета. Философ Жан Жанден под воздействием аверроистских идей в 1324 году написал произведение «Страж мира» («Defensor pacis»), которое вручил Людвигу Баварскому. В 1326 году от папской инквизиции, он со своими единомышленниками бежал ко двору Людвига. (В частности, Марсилий поступил на службу к Людвигу в качестве врача.) Согласно теории Жана Жандена о государстве, последнее стоит над церковью, а император над папой. Государство и церковь в равной степени опираются на принцип верховенства народа. Папы и короли правят по поручению народа, но, если они злоупотребляют возложенной на них народом властью, народ вправе сместить их. Принцип верховенства народа исключал папский абсолютизм, неограниченное осуществление примата папы внутри церкви, а тем более - вне ее, в светских делах. В этой концепции просматривается переплетение принципа римского права, требующего равную подчиненность подданных, с сословным правом на сопротивление и с принципами городского самоуправления. Идеи Марсилия и Жандена восходят к Фоме Аквинскому. У Фомы Аквинского государство еще включено в божественную объективную систему, в естественное право. Продолжатели его идей уже разработали принцип сословной конституционности. Фома был еще далек от политики, Марсилий и его сторонники своими памфлетами активно участвовали в политике на стороне императора против папского абсолютизма.
В соответствии с переданной в 1326 году Людвигу Баварскому в Регенсбурге книгой «Страж мира» стражем мира является император. Папы разрушили естественный мир своими властными устремлениями. Задача императора - восстановление и защита порядка. По их мнению, совершенное общество (societas perfecta) - это государство (а не церковь). Марсилий и его сподвижники распространили идею сословности в качестве реализации принципа верховенства народа и на церковь. Несомненно, однако, что права, касающиеся верховенства народа, ограничивались лишь привилегированными классами, прежде всего сословным собранием, а в церкви - собором, состоящим из представителей высшего духовенства. В соответствии со смыслом этой теории отрицался примат папы, божественное происхождение церковной иерархии. Вселенский собор рассматривался как стоящее над папой высшее, занимающееся исключительно проповеднической и вероучительской деятельностью учреждение. Таким образом, осуществление сословности нашло свое выражение внутри церкви в принципе «собор выше папы» (concilium supra papam).