1. крайне малая, по сравнению с красными, численность воюющих армий. победить большевиков было практически невозможно по чисто военным причинам. 2. крайне малые, по сравнению с большевиками, финансовые возможности. казна империи - и соответственно почти неограниченные возможности по формированию наёмных армий - была в руках у красных. а у белых - лишь частные пожертвования + нерегулярные подачки от антанты. 3. нескоординированность действий различных армий. деникин, юденич, колчак и врангель шли бить большевиков в какое-то сильно разное время, и неудивительно, что были перебиты поодиночке. 4. предательство антанты. каждый раз, когда для решающего удара по большевикам не хватало самой малости и чисто технически предоставить эту малость для стран антанты не составляло никакого труда, белые армии получали отказ и оставались один на один с превосходящими силами противника. 5. отсутствие внутреннего единства белого движения (вобравшего в себя крайне пёстрый спектр полит. воззрений и движений - от кубанских автономистов до поборников "единой и неделимой", от надувающих щёки правых социалистов до не менее широко их надувающих монархистов) . ну, и наконец, наиболее спорный, но для меня наиболее сильный аргумент в пользу обречённости белого движения: 6. у белого движения не было концепции державы. а если у отдельных представителей некие намёки на концепцию и просматривались, то у каждого сколь-нибудь видного представителя просматривалась строго своя концепция, плохо коррелировавшая с концепциями других видных представителей (см. тж. п. 5). а у большевиков - гнусных, грязных, сволочных, "жидомасонских" большевиков - такая концепция была! вот ведь в чём -философский парадокс. дикая, не влезающая ни в какие доселе известные рамки концепция - но была! и они её, можно сказать, почти реализовали - во всяком случае, шанс на её реализацию получили.
Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики. говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, техники, машин, строительства и т. д. к духовной культуре относятся наука, образование, идеология, , искусство. культура древней руси имела высокий уровень развития. многие памятники культуры до нас не дошли, они погибли в огне , нашествий, войн. сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, , предметы религиозного культа. в основе культуры древней руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. большое влияние на культуру древней руси оказало принятие христианства, а также византия, страны западной европы. письменность на руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора олега с греками в 911 г. был написан на и греческом языках) . к моменту принятия христианства сложился алфавит. принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения. о широком развитии письменности свидетельствуют надписана ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков. в 1951 г. археологами впервые были обнаружены в новгороде берестяные грамоты. найдено более 500 грамот в новгороде, смоленске, москве, полоцке, пскове и других городах. среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания. при ярославе мудром была открыта школа в киеве, где обучалось более 300 детей. получила образование его дочь - анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой франции. от xi - xii вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. древнейшая из них - «остромирово евангелие» , она была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника остромира. в то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. книги украшали рисунками - миниатюрами. сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. книги стоили дорого, их тщательно хранили, передавали по наследству. кроме переписки религиозных текстов, переводов на язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения авторов. в отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на руси писали на родном языке. в этот период был создан целый ряд произведений. среди них: «повесть временных лет» , «поучения владимира мономаха» , «моления даниила заточника» и др. в период феодальной раздробленности ведущей идеей в была идея единства земли. описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны «псковская» , «новгородская» , «ипатьевская» , «лаврентьевская» и другие летописи. особое место среди произведений этого периода занимает «слово о полку игореве» , гордость нашей . наряду с письменной широкое распространение имело устное народное творчество, прежде всего былины, повествующие о ратном и созидательном труде нашего народа. высокого уровня развития достигла архитектура. сохранилось более 60 памятников архитектуры домонгольского периода. до конца x в. на руси не было монументального каменного зодчества. постройки были деревянными. одним из первых каменных сооружений была двадцатипятиглавая церковь в честь богородицы в киеве (десятинная церковь) , возведенная греческими мастерами в конце x в. в середине xi в. при ярославе мудром был сооружен софийский собор с 13 куполами и золотые ворота в киеве. затем софийские соборы были сооружены в новгороде и полоцке. на территории руси известно 15 каменных храмов xi - начале xii вв. подобного стиля. в период феодальной раздробленности складывались различные архитектурные стили. большинство храмов одноглавые.