Внимательно прочитайте представленный текст и ответьте на вопросы. История «кока-колы» – тонизирующего прохладительного напитка, который продается в 195 странах мира через самую крупную в мире сеть производителей и распространителей, – началась 8 мая 1886 г. с домашнего рецепта, составленного химиком-любителем и
владельцем небольшой фармацевтической фирмы Джоном Пембертоном. Это было время бума «народной индейской медицины» и бродячих коммивояжеров, которые настойчиво предлагали жителям американской глубинки различные чудодейственные эликсиры. По
части изготовления новых средств фантазии у Пембертона было – хоть отбавляй. Так было положено начало знаменитому напитку, сперва называвшемуся «Тоник Пембертона». В его состав входили красное вино и масло из семян вечнозеленого тропического растения колы, содержащих кофеин. По мнению изобретателя – идеальное успокаивающее средство от головной боли. Первый кувшин сиропа, сваренный на заднем дворе дома № 107 по Мариетта-стрит, был отнесен в ближайшую аптеку. Там снадобье разбавили водой и пустили в продажу по 5 центов за стакан. Впоследствии напиток Пембертона принес торгующим им десятки миллиардов долларов. Но среди разбогатевших счастливчиков не было самого автора чудо-рецепта. История сохранила за
Пембертоном авторство рецепта, но отцом напитка под известным названием стал совсем другой человек. Тем самым подтвердив, что в бизнесе важна не столько идея, сколько ее удачное рыночное внедрение.
Свое сегодняшнее название и логотип напиток Пембертона обрел благодаря Фрэнку Робинсону, который применил для всемирно известной «кока-колы» модный в то время каллиграфический шрифт белым по красному фону. Фармацевт Эйс Григгс Кэндлер, к которому перешло дело Пембертона, превратил мелкий городской розничный бизнес в процветающую промышленную империю. Этим блестящим успехом компания была обязана изобретательности своего президента, который придумывал эффективные приемы продажи продукта.
Например, Кэндлер предлагал какой-нибудь аптеке в рекламных целях бесплатно поставить два галлона сиропа (256 стандартных порций напитка) – в обмен на 128 имен и адресов ее постоянных клиентов. Затем каждому из них высылали талончик на приобретение одного бесплатного стакана «кока-колы» в указанной аптеке. Посетители, попробовав новый напиток, закажут еще по стаканчику, таким образом, аптекарь продаст всю партию товара. Кэндлер активно торговал часами, календарями и сувенирами с торговой маркой «кока-кола». Еще одним новшеством, связанным с «кока-колой», стала
фирменная бутылка, придуманная и запатентованная в 1915 г. дизайнером Рэймондом Леви. В 1935 г. появились первые автоматы по продаже бутылок «кока-колы», а также выносные холодильники, откуда покупатель мог сам забрать охлажденную бутылку любимого напитка. Таким образом, исчезал последний барьер на пути потребителя к конечному продукту – прилавок.
Компании «Кока-кола» приходится все время быть начеку в отношении легальных конкурентов. Так, в 1970–1980-е гг. в СССР развернулась «борьба титанов» (компаний «Кока-Кола» и «ПепсиКо»).
Первым «западным» напитком, который начал продаваться и производиться в Советском Союзе, стала красно-бело-синяя «пепси».
В преддверии московской Олимпиады 1980 г. между компаниями наметился конфликт: «Кока-Кола» имела генеральное соглашение с Международным олимпийским комитетом на эксклюзивное обслуживание всех Олимпийский игр. Дело тогда уладили просто: в магазинах по-прежнему продавалась «пепси», а на всех спортивных объектах торговали «кока-колой».
«Кока-кола» всегда стремилась идти в ногу со временем. В июле 1985 г. специальные банки с кока-колой с удовольствием пили астронавты на борту челнока «Челленджер».
В мире ежедневно продается почти 700 млн продуктов компании «Кока-кола». Рекламный слоган – «Всегда кока-кола», наверное, один из немногих, к которому готово прислушаться абсолютное большинство потребителей. (По материалам журнала «Профиль»).
Вопросы:
1. Найдите в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие основные принципы рыночной экономики (частная собственность, ценовая система, конкуренция и предпринимательство), и запишите их в форме тезисов.
2. Какое определение понятия «предпринимательство» вы могли бы дать, исходя из информации текста? Объясните свою точку зрения.
Августовский путч – политический переворот, происходивший в Москве в августе 1991, целью которого было свергнуть существующее правительство и поменять вектор развития страны, не допустив развала Советского Союза.
Августовский путч происходил с 19 по 21 августа 1991 года, и стал, фактически, причиной дальнейшего развала СССР, хотя своей целью ставил совершенно иное развитие событий. В результате путча к власти хотели прийти члены Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП) – самопровозглашенного органа, взявшего на себя обязанности главного органа государственного управления. Однако попытки ГКЧП захватить власть провалились, и все члены ГКЧП были арестованы.
Основная причина путча – недовольство политикой перестройки, которую проводил М.С. Горбачев, и плачевными результатами его реформ.
Члены ГКЧП задумывали августовский путч как меру, которая должна предотвратить развал Советского Союза, который к тому моменту находился в глубочайшем кризисе, однако попытка не только не удалась, во многом именно путч и ускорил происходившие дальше события. Советский Союз окончательно показал себя как несостоятельная структура, власть полностью реорганизовалась, постепенно начали выходить и получать независимость различные республики.
Советский Союз уступил место Российской Федерации.