Внутренняя политика. Есим, сын Шигай-хана, сменил на ханском престоле Тауекела в 1598-1628 гг. Сыновья умершего Тауекел-хана были несовершеннолетними, а их дядя по отцу Есим был в тот момент правителем Ташкента и главой многотысячной действующей армии казахов, сосредоточенной в Туркестане.
При Есим-хане успешно завершилась длительная борьба за города на Сырдарье, оседло-земледельческие районы у южных, граничащих со среднеазиатскими, пределов. С тех пор этот регион навсегда стал казахстанским. Два столетия в него входили Ташкент с вилайетом.
Жизненной целью Есим-хана было строительство подвластного единому центру целостного государства. В этих целях он выработал и активно претворял в жизнь свою внутреннюю политику, которая нашла отражение в утвердившихся им правилах общественной жизни, обычаях и традициях. Народное предание связывает с его именем создание Уложения, известного как «Исконный путь хана Есима» («Есим ханнын ески жолы»), которые применялись в качестве правил и норм поведения вплоть до XIX-XX веков.
Есим-хан проводил политику единоначалия, беспрекословного подчинения ему народа, а по отношению к соседним странам вел захватническую политику. В своей политике Есим-хан, опираясь на старые патриархальные обычаи, проповедовал такие традиционные институты и законы, как кровь за кровь, око за око, кровная месть, выплата куна, барымта, рабовладение, телесное наказание, многоженство, уплата калыма, аменгерство, зекет, оброк, принудительные штрафы, религиозная нетерпимость.
Хан Есим сохранил в строгой неприкосновенности границы своего государства, отстраивал города, оставил после себя свод законов, в которых развил и укрепил уложения хана Касыма. Одна из его главных заслуг заключается в постановлении, что только избранные судьи – бии – могут вершить суд.
Бухарско-казахские отношения. Главной целью казахов было вернутьгорода Ташкент, Сайрам и Андижан, отошедшие после поражений от хана Тауекеля. Хан Бухары вторгся в Казахское ханство с целью изгнать казахов за Сырдарью. Казахско-бухарская война длилась более 20 лет(1603-1624).
В 1603 году в местности Айгыржар поизошло первое казахско-бухарское сражение. В этом сражении бухарские войска потерпели поражение и пустились в беспорядочное бегство, затем укрывшись в Самарканде. Но войско Казахского ханства одолели сопротивление врага и вернулись в Ташкент.
В 1612 г. хан Бухары Имамкули напал на районы Каратау и Аспары, принеся неисчисляемые бедствия городам. В 1613 г. Хан Есим захватил Самарканд, наголову разгромив отряды Бухарского ханства.
В 1620-1621 гг. войска, возглавляемые ханом Турсуном в четвертом, пятом, шестом и седьмом походах нанесли поражения бухарским войскам. Политика Есим хана тому, что Казахское ханство постепенно повышала свою военную мощь. Военачальником и бием-наместником Есим хана был жырау Жиембет, посвятивший ему жыр «Әмірін қатты Ер Есім».
Мятеж хана Турсуна. Турсун являлся сыном султана Джалима. Он был примерно на 3 года старше хана Есима. В 1598 г. Турсуе стал популярным в народе после победоносных войн против Узбекского ханства, провозгласил себя ханом и начал чеканить от своего имени монеты. Его главной опорой был многочисленный воинственный род катаган. В народе было широко рас выражение: «Хан катаганцев – Турсун, проклятия – клятве Турсуна».
Непризнание им власти хана Есима привело к двоевластия. Фактически народ был один, а ханов два. Это ослабляло ханскую власть и обостряло внутренние распри.
Хан Турсун решил избавиться от своего соперника и захватить всю власть в ханстве. С этой целью он стал размещать верные себе отряды в мощных крепостях.
В 1627 году джунгары участили набеги на казахские земли. Хан Есим выступил в поход против калмыков. Разбив наголову калмыков и изгнав их за Джунгарские горы, он вернулся с победой. Вместо борьбы с калмыками хан Турсун, собрав свои войска, напал на ставку Есим хана город Туркестан и похитил жену и детей Есим хана. В окрестностях Ташкента состоялось сражение казахских ханов Есима и Турсуна. Бросив свое воско, хан Турсун укрылся в крепости. Воины хана Турсуна, озлобленные этим предательством, сами взяли его в плен и отдали в руки хана Есима. Чтобы избежать кары, род катаган среди уйгуров в Восточном Туркестане. Мятеж хана Турсуна в истории сохранился под названием «Катаганское побоище».
Многими чертами своего характера Александр был обязан бабушке. Екатерина повторила Елизавету; она, по существу, отобрала сына у матери, определила ему жить в Царском Селе, подле себя, вдалеке от родителей, которые обретались в своих дворцах (в Павловске и Гатчине) и редко появлялись при "большом дворе".
Известно, что Екатерина была плохой матерью, но она оказалась чуткой и заботливой бабушкой; она боготворила внука, и именно по ее настоянию он был назван Александром в честь св. Александра Невского. Впрочем, ребенок, как это видно из всех отзывов о нем, был мальчиком ласковым и нежным, так что возиться с ним для престарелой императрицы было огромным удовольствием. Еще осенью 1779 года, когда Александру не было и трех лет, Екатерина писала Гримму: "О! Он будет любезен, в этом я не обманусь. Как он весел и послушен, и уже с этих пор старается нравиться". Екатерина усердно занималась воспитанием внука, сама составила для него "Азбуку", в которой не только даны были конкретные указания его воспитателям, но и заложены принципы самого воспитания. При этом императрица руководствовалась идеями Руссо о естественности и простоте. В Наставлении "о сохранении здоровья" царственных питомцев (Александра и его брата Константина) Екатерина предписывала, чтобы их платье было как можно проще и легче, чтобы пища была простая и, "буде кушать захотят между обедом и ужином, давать им кусок хлеба". Императрица желала, чтобы юные князья и летом, и зимой оставались как можно чаще на свежем воздухе, на солнце и на ветру, а зимой по возможности реже возле огня и чтобы зимой в их комнатах было не более 13 или 14 градусов по Реомюрову термометру (16-18 градусов С). Весьма полезным считала она, чтобы дети учились плавать. Приказано было им спать "не мягко", а на тюфяках под легкими одеялами, ложиться и вставать рано.
Мужчина, уклоняющийся от войны, называется «бесполезным обременением земли».
Помимо воинственной жизни говорится и о других сторонах быта, классах людей. Большая половина земли остается еще нераздельным пастбищем, по которому бродят многочисленный стада рогатого скота, свиней, коз и овец; пастухи их – рабы; за пастухами наблюдает начальник их, тоже раб. Но значительная часть удобной земли уж перешла в частную собственность, участки размежеваны, и межевые знаки строго охраняются. Пастухами в гомеровской Греции были чаще всего захваченные на войне или купленные рабы, или поставленные в крепостную зависимость туземцы завоеванных областей. Большинство пахарей составляли, кажется, свободные, но не имевшие своей земли работники, феты; они жили главным образом в местностях, далеких от моря; положение некоторых фетов было хуже, чем жизнь рабов зажиточного владельца. Очень велико было в гомеровской Греции число рабынь; они пряли, ткали, мыли белье, носили воду из ручьев в господский дом, стоявший на высоком месте, так что носить воду было далеко; они мололи хлеб на ручных мельницах; исполняли другие тяжелые работы. Но обращение господ с рабами и рабынями было мягкое; степень образования в обоих сословиях была одна и та же; потому отношения между ними были доверчивые, дружелюбные.