Во Назовите разные точки зрения на политическое устройство Европы, существовавшие в XVII в. Какая из них больше соответствовала эпохе Нового времени? Во Тридцати летнюю войну называют первой общеевропейской войной. Объясните почему. Во Расскажите о тех изменениях в организации войска и вооружения, благодаря которым шведская армия стала могущественной.
Задачи:
Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся к анализу; картографические умения и навыки работы с историческими источниками.Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к своей страны.
Оборудование:
Карта “Образование русского централизованного государства”.Атласы по истории России для 7-го класса.Портреты московских царей.Раздаточный материал.Схема “Создание единого русского государства”.Схема “Оси внешней политики Московского государства в конце XV века”.
План урока:
Содержание этапов урока
Приемы и методы
I. Организационный этап
II. Повторение и проверка знаний
III. Изучение нового материала
IV. Закрепление новых знаний
V. Подведение итога урока
VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Работа в парах, составление кластера.
Проблемное задание, работа с картой и атласами, физкультминутка, составление схемы “Создание единого русского государства”, анализ схемы “Оси внешней политики”, анализ документа, игра “Чистая доска”.
Беседа.
Игра “Закончи предложение”.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Повторение и проверка знаний
Задание учащимся: Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.
В течение 2 минут учащиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с магнитов.
Варианты ответов учащихся:

Вывод: Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.
III. Изучение нового материала
Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.
Варианты ответов учащихся:
Мы должны узнать, как завершилось объединение русских земель.Мы должны узнать, как возникло единое русское государство.Мы должны узнать, когда завершился процесс объединения русских земель.Мы должны узнать, при каком правителе завершилось объединение русских земель.
Задание учащимся: Для начала вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.
Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина вывешены на доске.
Варианты ответов учащихся:
– Иван Ш, потому что с именем Дмитрия Донского связана победа в Куликовской битве, а Иван IV будет править позже.
Комментарий учителя: Да, это был Иван III Васильевич, сын Василия II Темного. Правил он 43 года, с 1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км2, а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км2.
Вопрос учащимся: во сколько раз увеличилась территория?
ответ: в 5 раз.
Задание учащимся: Представьте себя на месте молодого Ивана III. Какие задачи предстояло бы вам решить?
Варианты ответов учащихся:
– Нужно было завершить процесс объединения и избавить стану от монголо-татарского ига.
Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?
В течение 2–3 минут учащиеся работают с атласами и текстом учебника.
Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.
Уже позже Иван третий начинает политику присоединения русских земель к Московии, от чего влияние Московии возрастает.
Иван Калита же скупал земли для мск.
Концом ордынского владычества на территории русского гос-ва значится стояние на реке Угре в 1480 году. Ордынцы бежали из России, по пути к границе были разбиты. Вскоре из-за внутрренних противоречий в самой Ордеее ога распалась.