Одной из важнейших причин поражения либералов была политика Гладстона в ирландском вопросе. Ирландия оставалась самой бедной частью Соединённого королевства со слаборазвитой промышленностью, отсталым сельским хозяйством и нищим населением. Население Ирландии с 8 млн человек в середине XIX в. сократилось в начале XX в. до 4,4 млн. Политическая жизнь на Изумрудном острове практически замерла после катастрофического голода 1845-1847 гг. и вызванной этим огромной волны эмиграции в Америку.Политическая жизнь в Ирландии начала возрождаться под влиянием Гражданской войны в США, когда бывшие солдаты-ирландцы армии северян попытались развернуть вооружённую борьбу за независимость. Участники этого движения, которых называли фениями (по названию героев ирландской мифологии), предприняли в 1867 г. неудачную попытку восстания. В 1866—1871 гг. фении неоднократно совершали набеги на Канаду с территории США.Ещё в годы своего первого премьерства Гладстон заявил: «Моя миссия — успокоить Ирландию». Он начал с церковной реформы, освободив католиков-ирландцев от необходимости содержать англиканскую церковь. Земельный акт 1870 г. несколько облегчил положение ирландских арендаторов. Но недовольство в Ирландии зашло слишком далеко и эти реформы были уже недостаточными. Ирландцы требовали полного самоуправления — гомруля (англ. — своё правление). Как писала тогда одна из газет, «ирландский народ ждёт гомруля так, как ожидают прихода Христа». В парламенте борьбу за права ирландцев возглавил опытный оратор Ч. С. Парнелл. «Ирландская бригада» в палате общин широко использовала метод обструкции —бесчисленные многочасовые выступления по самым незначительным, часто не относящимся к теме вопросам. Ирландские депутаты откровенно признавали, что их цель — «не давать англичанам заниматься своими делами».
Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной, версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до 753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального философско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений. Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.
Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.