Вконце xiii века территория, где жили турки под властью правителя османа, была лишь частью распавшегося государства сельджуков. но, пользуясь слабостью соседней византии, османский эмират набирал силу. к середине xiv века большая часть малой азии признала власть османов, на очереди был полуостров. к концу века все бывшие византийские владения были включены в состав нового государства. от некогда великой византийской империи остались лишь столица— константинополь, да прилегающая округа. но их дни были сочтены. в мае 1453 года константинополь пал после двухмесячной осады. последний византийский император константин хii погиб с оружием в руках. его голова для устрашения была выставлена на высокой колонне в центре города. турецкий султан мехмет ii завоеватель пообещал отдать столицу византии на трехдневное разорение своим солдатам. «оставьте мне стены и здания, остальное пусть будет вашей добычей»,– объявил он. после падения константинополя была предрешена судьба владений генуи в крыму. султан мехмет ii не простил генуэзцам участия в защите византийской столицы. проход их торговым кораблям через черноморские проливы был перекрыт. капитанов судов, осмеливавшихся ослушаться,султан приказал сажать на кол вблизи морского берега. их ужасная судьба наглядно демонстрировала плывущихмимо кораблей, кто подлинный хозяин в черном море. 11 июля 1454 года на рейде кафы появился флот османов из 56 судов. высадившиеся на берег матросы начали стычки с жителями города и окрестных сел. через три дня к кафе подошло войско старого недруга генуэзцев — хаджи-гирея. в этот раз городским властям удалось откупиться от турок и татар огромной ежегодной данью. итальянские владения в таврике власти генуи решили продать банку святого георгия, крупнейшему в то время финансовому учреждению европы. новые хозяева попытались задобрить султана и добиться от него права на торговлю в черном море. кроме этого, был освоен путь в европу, лежавший через колонию монкастро в устье реки днестр (современный белгород-днестровский). оттуда товары шли дальше на запад через львов и краков. но этот путь был рискованным из-за постоянных войн в европе.мужественно защищались жители судака, уже знавшие о судьбе кафы. осажденные держались до тех пор, пока не обессилели от голода. только после этого турки захватили город. жители вместе с консулом христофоро ди негро заперлись в церкви, молясь о спасении. но тщетно. храм был подожжен, и все находившиеся в нем погибли. затем османами были заняты и другие генуэзские владения. крепость была переименована . турки укрепили здесь крепостные сооружения и разместили свой гарнизон. подвалы башни они использовали как тюрьму для пленников, а на самой вершине ее в течение шести месяцев — с весны и до начала зимы — горел фонарь с десятью фитилями. он указывал , подходившим к , безопасный путь.после захвата генуэзских колоний настала очередь последнего оплота крымских христиан — княжества феодоро. жители мангупа сумели оказать туркам достойное сопротивление. их мужеству, укрепления, созданные природой и человеком, выдержали пять турецких атак. завоеватели использовали новое по тем временам оружие — пушки. археологи в большом количестве находят каменные ядра на территории крепости, особенно в районе цитадели и гамам-дере, «банного оврага». но и пушки не могли сломить мужество защитников мангупа. с июля до декабря они держали оборону. они ковали наконечники стрел и копий, ремонтировали крепостные стены, налаживали скудный быт осажденных. как врагам удалось ворваться в крепость, мы точно не знаем. часть источников сообщает, что турки применили военную хитрость и выманили защитников, разыграв отступление. другие свидетельствуют, что голод и болезни вынудили открыть ворота мангупа. возможно, судьба осажденных решилась во время последнего штурма. но так или иначе, все источники единодушны в описании последствий захвата турками крепости. даже турецкий саадэд-дин писал: «доблестные воины, правоверные мусульмане атаковали своих врагов со всех сторон с саблями, вылили поток тысяч несчастий и горя на их головы, заставляя их плавать в море крови и разрывая одежду их жизни».