Белл-Ланкастерская система взаимного обучения, система организации и методов обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Название получила по именам английских педагогов А. Белла (A. Bell; 1753—1832) и Дж. Ланкастера (J. Lancaster; 1776 или 1778—1838), независимо друг от друга выдвинувших сходный метод обучения. Первоначально применялась в Индии, где в это время находился Белл. В начале 19 в. получила широкое распространение в ряде стран (США, Франция, Бельгия и др.), как дешёвый и быстрый распространения грамоты. В школах взаимного обучения учили чтению религиозных книг, письму и счёту. В них не было классов и учителей в современном смысле слова. Учащиеся, разделённые на десятки (отделения), учились у мониторов, которые учились сами, а для обучения товарищей получали от учителя инструкцию, чему и как надо учить в предстоящий день. Учебников не было. Вместо них пользовались различным дидактическим материалом. При Б.-Л. с. учащиеся не приобретали систематических знаний. Против Б.-Л. с. выступили И. Г. Песталоцци и его последователи.
В России школы, работавшие по Б.-Л. с., стали открываться с 1818, но широкого распространения не получили. Систему взаимного обучения использовали декабристы в целях распространения грамотности среди солдат и крестьян. Декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский и другие в организованных ими школах (около 800 человек учащихся) расширили содержание образования, ввели историю, литературу, математику. Пользуясь возможностью учить по рукописным материалам, они составляли таблицы с антикрепостническим содержанием, старались пробудить самостоятельную мысль учащихся и дать им политическое воспитание. Декабристская организация "Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения", создававшая такие школы, была уничтожена царским правительством незадолго до восстания декабристов.
После начала русской революции наблюдался подъем революционного движения в ряде провинций Китая. В 1906 г. в Центральном и Южном Китае развернулись многочисленные восстания и волнения крестьян, вызванные голодом, наступившим в результате стихийных бедствий и поборов со стороны помещиков и чиновников. В декабре 1906 г. вспыхнуло крупное восстание в районе Пинсян — Люян — Лилин (пров. Цзянси). Первыми поднялись горняки Пинсяна. Их поддержали крестьяне Люяна и Лилина и солдаты местных гарнизонов. Вскоре число вооруженных повстанцев достигло 30 тыс. Часть повстанцев выступала под лозунгами «Объединенного союза». Но в этом восстании еще преобладали черты, свойственные стихийным крестьянским выступлениям. В 1907—1908 гг. продолжались восстания крестьян, волнения среди солдат. Несколько выступлений было организовано местными отделениями «Объединенного союза». Его авторитет и влияние значительно возросли. Отличительной чертой революционной борьбы этого периода было сочетание стихийных восстаний старого типа с выступлениями, руководимыми демократическими революционными организациями.
В России школы, работавшие по Б.-Л. с., стали открываться с 1818, но широкого распространения не получили. Систему взаимного обучения использовали декабристы в целях распространения грамотности среди солдат и крестьян. Декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский и другие в организованных ими школах (около 800 человек учащихся) расширили содержание образования, ввели историю, литературу, математику. Пользуясь возможностью учить по рукописным материалам, они составляли таблицы с антикрепостническим содержанием, старались пробудить самостоятельную мысль учащихся и дать им политическое воспитание. Декабристская организация "Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения", создававшая такие школы, была уничтожена царским правительством незадолго до восстания декабристов.
В 1907—1908 гг. продолжались восстания крестьян, волнения среди солдат. Несколько выступлений было организовано местными отделениями «Объединенного союза». Его авторитет и влияние значительно возросли.
Отличительной чертой революционной борьбы этого периода было сочетание стихийных восстаний старого типа с выступлениями, руководимыми демократическими революционными организациями.