Вопрос №1. Уточняющий. Дайте формулировку термина «василевс». Вопрос №2. Уточняющий. Что называли «номисмой»? Вопрос №3. Хронологический. Назовите годы правления Юстениана I Великого. Вопрос №4. Простой ( на воспроизведение ). Назовите государственную религию Византии. Вопрос №5. Простой ( на знание статистики ). Сколько частей – сборников содержал «Кодекс Юстениана»?
Традиционная для имперского общества градация (на глобальном уровне - управляющие – управляемые) , предопределила ход изменений. Крестьянство, несмотря на свою массовость и все ухудшающееся положение, не противопоставляло себя господствовавшим в обществе нормативам и ценностям и признавало сложившийся порядок. Правящая элита использовала увеличившуюся автономность своей сферы деятельности для решения проблем в конкретных институциональных рамках Османской империи. Напряженность, возникшая в ходе при традиционной структуры к капиталистическому миру, существовала, прежде всего, в идеологической сфере, в противоречии между мирским и трансцендентным.
Османская империя, будучи по религиозным причинам враждебной Просвещению, не смогла перейти от феодализма к капитализму. Среди мусульманских стран вообще не находили никакого принятия идеи Просвещения, эти страны оставались глубоко консервативными и отсталыми. Османская империя лишь наиболее яркий пример этого. Служилая система землевладения, принятая в Османской империи, не могла конкурировать с капиталистическим производства в европейских странах. Если европейские страны, от аграрной экономики перешедшие к индустриальной, сами могли производить паровые машины, пароходы, винтовки, первые механические пулемёты, то Османская империя была вынуждена или покупать всё это в Европе, либо довольствоваться технологиями веков. Попытки внедрения реформ в эпоху Танзимата были поверхностными и не затрагивали всю глубину системы, поэтому они не могли империю.
Модернизация в Турции стала возможной лишь после падения Османской империи и создания республики Мустафы Кемаля (Ататюрка), который отказался от религиозного фанатизма и консерватизма и создал в Турции светское государство, внедрил культуру и образование.