Вопросы и задания для работы с текстом параграфа 1. Сравните подсечно-огневую систему земледелия с трёхпольем. С чем свя-
зан переход к трёхполью? 2. Какие зерновые культуры возделывали русские
крестьяне в конце XV начале XV в.? Какая из них была основной? Пред-
положите почему. 3. Охарактеризуйте орудия труда русских крестьян в конце
XV - начале XV в. Почему они столь незначительно изменились со времён
Древней Руси? 4. Почему животноводство имело в хозяйстве русского кре-
стьянина лишь вс значение? Какие трудности создавали при-
родные условия крестьянину для разведения и содержания домашнего скота?
5. Как характеризуют роль общины в жизни крестьянина следующие поговор-
ки: «На миру и смерть красна», «Мир — большой человек», «Мир — всему
голова»? 6. Почему в течение XVI в. увеличивалась численность казачества?
Каким образом государство могло использовать казаков в своих интересах?
7. Как изменилось значение русских городов с формированием единого го-
сударства? 8. Что вывозили из России в Западную Европу в XVI в.? Какие
товары ввозили в неё из Европы? Какое значение имела торговля для раз-
вития России? 9. Как вы думаете, какое значение для хозяйственной жизни
страны имела проведённая в 1530-е гг. денежная реформа? Какая денежная
единица стала основной в едином Российском государстве?
Легенды об Аттиле — истории, связанные с вождём гуннов Аттилой.
Бич Божий, как называли Аттилу средневековые писатели, оставил разрушительный след в истории Западной Европы вторжениями в 451 году в Галлию и в 452 году в Северную Италию. Христианская церковь на территории Римской империи в условиях значительного ослабления императорской власти приняла на себя руководящую роль в деле населения (паствы) от гуннов. В ходе гуннских набегов погибло много церковнослужителей, некоторые были канонизированы в лике мучеников. В раннесредневековой агиографической литературе произошла демонизация образа Аттилы. Ему как язычнику отводилась роль варвара-разрушителя, в борьбе с которым прославлялись деяния святых и совершались чудеса на благо укрепления веры.
Происхождение и расселение.
В конце I тысячелетия до н. э. на территории Казахстана возникли новые племенные союзы,
пришедшие на смену сакам. Это усуни, кангюи, сарматы, аланы. Земли саков-тиграхауда в
Семиречье заняли племена усуней, которые пришли сюда из глубин Центральной Азии во II в. до
н. э. Говорили усуни на древнетюркском языке.
Сохранилась легенда о происхождении усуней. Вначале они жили на востоке. Однажды на них
напали соседние племена, которые убили их предводителя. У него остался младенец - сын. Как-то
воспитатель оставил его спеленутого в траве, а сам отправился добывать пропитание, а когда
вернулся, то увидел, что младенца кормит грудью волчица, а над ними кружит ворон и держит в
клюве мясо. Поняв, что боги покровительствуют мальчику, воспитатель отнес его к царю
могущественного народа хунну (гуннов) . Царь гуннов Шанью полюбил и воспитал мальчика, а
когда он вырос, то поставил его властвовать над усунями. Он разгромил соседние племена и
основал Усуньское государство.
Усуни занимали территорию от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке, от озера
Балхаш на севере до побережья Иссык-Куля на юге. Столица усуней город Чугучэн (город Красной
долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями.
Государство усуней делилось на три части: восточную, западную и центральную. По властью
усуней находились ряд соседних племен. Усуни вели упорные войны с кангюями и туннами за
пастбища, торговые пути. Имели широкие дипломатические родственные связи с Китаем.
2. Во второй половине 1 тысячелетия до нашей эры в "скифском мире" в Центральной Азии и Южной Сибири стал использоваться полусферический шалаш из согнутых в дугу жердей. Это был прототип юрты.
Следующим звеном в эволюции жилища стало создание куполообразного шалаша из ивовых прутьев. Верх шалаша скреплял деревянный круг. К середине 1 тысячелетия нашей эры юрту изобрели и распространили древнетюркские племена.
Принципиальным отличием юрты от её предшественниц стало кереге. Так называют складные решётчатые стены юрты. Их раздвигают, как меха гармони, и связывают между собой. От числа кереге зависит размер юрты. Бедняки жили в юртах из 6 кереге (шестиканатные) , семьи среднего достатка имели восьмиканатные юрты, юрты обеспеченных людей доходили до 12 канатов. Баи могли позволить себе 14-канатные юрты. Самые большие юрты имели площадь по 100-120 квадратных метров. Достаток семьи можно было узнать, не заходя в жилище. Юрты бедняков покрывали серой или чёрной кошмой, а обеспеченные люди могли позволить себе кошму из дорогой шерсти белого барана.