Желе́зный век — эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий; продолжался с *IX—VII* века до н. э. до I века н. э. Представление о трёх веках существовало ещё в античном мире, оно упоминается в работах Тита Лукреция Кара.
Период, когда начала распространяться железная металлургия все страны, однако к железному веку, как правило, относят только те культуры первобытных племён, которые обитали вне владений древних государств, образовавшихся во времена неолита и бронзового века — Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции, Индии, Китая[1].
Тебеневка. Пастьба лошадей на пастбищах, покрытых снегом.
Звериный стиль. орнаментальный стиль, возникший самостоятельно в ряде мест, строящий свои узоры из элементов условного изображения сначала только зверей, а затем человеческих фигур и птиц, полностью подчиняя изобразительные мотивы ритмам декоративного неизобразительного искусства.
Придомное скотоводство. Пастушеские племена в течение многих веков берегли придомное скотоводство. Земля и скот принадлежали родовым объединениям и племенным союзам.
Равномерно придомное животноводство, когда скот пасётся близко от поселения, стало безвыгодным, так как пастбища вытаптывались и скудели. Через несколько лет люди вынуждены были переносить поселение на новое место. Кроме того, повышение поголовья скота привело и к изменению форм его содержания. Зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства. Это означает, что женщины и малыши жили в селе, занимались земледелием, а мужчины и дети весной и летом уходили со стадами на дальние пастбища и поздней осенью ворачивались домой.
Длина таких сезонных кочевок в различных природных зонах была различной. В Семиречье и Восточном Казахстане расстояние до летних пастбищ (жайляу) было невелико: от 10 до 50 км.
Летом на богатых растительностью альпийских лугах скот набирал вес и осенью табуны перегоняли в предгорья, к поселениям, размещенным на берегах степных рек. В Западном Казахстане путь до летних пастбищ тянулся на сотни км, пересекая степи и пустыни.
Так постепенно от придомного скотоводства люди перебежали к яйлажному, а потом и бродячему, при котором использовали и степные, и пустынные пастбища. Это позволило резко увеличить численность стад.
Бродячий вид скотоводства не наносит ущерба природе. Люди выпасают скот в одном месте, а когда травки на пастбище становится меньше, перекочевывают в другой район, потом в 3-ий и т.д. Пока скот пасется в иных районах, на месте первой стоянки земля отдыхает, возникает травка. Затем стада перегоняют на первую стоянку, а земля и растения восстанавливаются в иных районах.
С переходом к бродячему и полукочевому скотоводству в стадах убавляется количество большого рогатого скота, зато возрастает число овец и лошадок.
В X - IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.
В земледелии преобладает мотыжное земледелие, обработка земли шла с поддержкою мотыги.
Период, когда начала распространяться железная металлургия все страны, однако к железному веку, как правило, относят только те культуры первобытных племён, которые обитали вне владений древних государств, образовавшихся во времена неолита и бронзового века — Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции, Индии, Китая[1].
Тебеневка. Пастьба лошадей на пастбищах, покрытых снегом.
Звериный стиль. орнаментальный стиль, возникший самостоятельно в ряде мест, строящий свои узоры из элементов условного изображения сначала только зверей, а затем человеческих фигур и птиц, полностью подчиняя изобразительные мотивы ритмам декоративного неизобразительного искусства.
Придомное скотоводство. Пастушеские племена в течение многих веков берегли придомное скотоводство. Земля и скот принадлежали родовым объединениям и племенным союзам.
Равномерно придомное животноводство, когда скот пасётся близко от поселения, стало безвыгодным, так как пастбища вытаптывались и скудели. Через несколько лет люди вынуждены были переносить поселение на новое место. Кроме того, повышение поголовья скота привело и к изменению форм его содержания. Зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства. Это означает, что женщины и малыши жили в селе, занимались земледелием, а мужчины и дети весной и летом уходили со стадами на дальние пастбища и поздней осенью ворачивались домой.
Длина таких сезонных кочевок в различных природных зонах была различной. В Семиречье и Восточном Казахстане расстояние до летних пастбищ (жайляу) было невелико: от 10 до 50 км.
Летом на богатых растительностью альпийских лугах скот набирал вес и осенью табуны перегоняли в предгорья, к поселениям, размещенным на берегах степных рек. В Западном Казахстане путь до летних пастбищ тянулся на сотни км, пересекая степи и пустыни.
Так постепенно от придомного скотоводства люди перебежали к яйлажному, а потом и бродячему, при котором использовали и степные, и пустынные пастбища. Это позволило резко увеличить численность стад.
Бродячий вид скотоводства не наносит ущерба природе. Люди выпасают скот в одном месте, а когда травки на пастбище становится меньше, перекочевывают в другой район, потом в 3-ий и т.д. Пока скот пасется в иных районах, на месте первой стоянки земля отдыхает, возникает травка. Затем стада перегоняют на первую стоянку, а земля и растения восстанавливаются в иных районах.
С переходом к бродячему и полукочевому скотоводству в стадах убавляется количество большого рогатого скота, зато возрастает число овец и лошадок.
В X - IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.
В земледелии преобладает мотыжное земледелие, обработка земли шла с поддержкою мотыги.