Древнегреческая религия одной из первых из нехристианских религий вошла в сферу научных исследований, однако многие её проблемы до сих пор далеки от разрешения. В немалой степени это связано с тем, что в понимании религии древних эллинов существуют определённые устоявшиеся представления, часто односторонние, а порой просто ошибочные. Среди таких стереотипов, формирующих общее впечатление об античной культуре, по мнению С.А. Токарева, особенно выделяются рассмотрение греческой религии только со стороны мифологии и отношение к ней как к «религии красоты», основанное лишь на поэмах Гомера, лучших образцах литературных сочинений и произведениях классической греческой скульптуры и архитектуры[1]. Возможно, именно поэтому эллинские боги и герои традиционно представляются взрослыми, находящимися в расцвете физической и духовной силы. Однако, обратившись к мифам, можно заметить, что многие легендарные персонажи имеют истории рождения, младенчества и детства, оказываясь в начале своей «биографии» божественными детьми уже в столь юном возрасте совершать такие деяния и поступки, которые по своей значимости не уступают творениям взрослых богов. Подобные сюжеты широко известны в мифологии и олимпийских богов (Аполлон, Гермес, Дионис), и второстепенных божеств (Асклепий, Пан, Эрот, Адонис, Эрихтоний), и многочисленных героев Эллады (Персей, Геракл, Эдип, Тесей, Ахилл, Зет и Амфион, Эол и Беот и др.). Неожиданным оказывается тот факт, что самый главный греческий бог, повелитель мира – Зевс также известен в мифах как бог-дитя.В классической мифологии Зевс, глава древнегреческого пантеона, представляется как сильный и могущественный бог, восседающий на небесном троне Олимпа, отец богов и людей, владыка и мироустроитель, податель законов воинов, покровитель людского сообщества и городской жизни. Немало посвящённых ему гимнов формируют именно такой образ бога, как, например, XV орфический гимн, представляющий собой обращение к Зевсу как высшему божеству, устроителю общественной жизни и основателю законов. Этимологический анализ имени Зевса показывает, что оно имеет индоевропейское происхождение и обнаруживает первоначальное значение светлого, ясного неба, дня, света. Вместе с тем, ряд эпитетов и мифологических функций Зевса, имеющих хтонический характер, говорят о том, что этот бог испытал на себе сильное воздействие со стороны других культов и является результатом смешения различных культурных и мифологических традиций. С образом этого бога неразрывно связана мифология его тайного рождения и воспитания, изображающая его новорожденным младенцем, спрятанным в пещере и находящимся под покровительством нимф и животных.