Земля делится на 2 части – гуань (чиновничья) (¼ )и минь (народная) (¾).
Община – основа жизни в деревне. Собственность на землю – совместная.
Члены общины = родственники.
Земли общины не обрабатывались совместно, а сдавались в аренду, часто – жителям соседних деревень. Доход от аренды принадлежал всей общине. Из этих денег оплачивались деревенские школы («училищные земли»), культовые нужды («храмовые земли бедным родственникам («благотворительные земли»).
Социалная дифференциация идет медленно, хотя индивидуалное ЗВ тоже существовало. Такие земли можно было и сдать в аренду, и продать, но лишь с согласия других членов общины.
Общинно-клановые отношения очень устойчивые. Целая деревная одних родствннников. Родственные связи находили воплощение в религиозных церемониях. В общине бывали и разбогатевшие родственники, но по образу жизни они мало отличались от основной массы. Кроме разбогатевших общинников, част господствующего класса составляли землевладельцы из образованной части общества, те, что имели ученое звание или чиновничий ранг. Тоже выходцы из общин, но им удавалось получить образование, сдать экзамены. Их общее название – «шэньши».
Их образ жизни отличался от жизни общинников.
Арендная плата на землю составляла от 30% до 70% урожая. Большинство землевладельцев, включая шэньши, имели 3-6 га земли, а обычные крестьяне – 0,5-1,5 га.
Налоги и повинности
С первой половины XVIII в. – единый подушно-поземельный налог, исчислявшийся в зависимости от количества и качества земли. Вносили все, но только шэньши и разбогатевшие общинники освобождались от трудовой повинности и платили только денежную
Част земель по-прежнему принадлежала императору, маньчжурской аристократии, офицерам и солдатам войск. По-прежнему существовало казенное землевладение – земли военных поселений, которые обрабатывались воинами пограничных гарнизонов.
Доход от земель – на их содержание.
ИТОГ: основа аграрных отношений в XVII-XVIII вв. – община азиатского типа, основанная на родственных связях и коллективном землевладении. Социальная дифференциация слабая, но шла – зажиточные общинники и шэньши. По-прежнему существовала земля в ведении государства, предназначенная для императора, офицеров и т.д.
Город
Существуют цехи (хан), но они не стали господствующим типом социальной организации. Ремесленники сами же и продают свою продукцию – ремесло не окончательно отделилось от торговли. Частное ремесло задавлено налогами, как и крестьянин, ремесленник нес трудовую и иные повинности в пользу государства. Предприниматель и купец рассматривались властью не как опора трона, а как опасный элемент.
Т.е., в отличии от Европы, в Китае не сложился особый правовой статус города. Город не стал автономным центром полит. власти.
Казенное ремесло в Китае отлично развито, потому частное ремесло развивается плохо.
Государственное и социальное устройство
Типичная восточная деспотия. Во главе – самодержец-богдыхан. Два принципа управления – нет земли, кроме как принадлежащей богдыхану; все, живущие в Поднебесной, подданные богдыхана. = огромная роль государства.
Богдыхан = сын Неба, лицо священное. Его имя нельзя произносить вслух. Нужно произносить только девиз правителя (у каждого - свой). У неприближенных ко двору – запрет видеть лицо богдыхана.
2 совещательных органа при богдыхане – имперский секретариат и военный совет.
В Имперском секретариате – равное число маньчжуров и китайцев.
А Военный совет – основной совещательный орган с 30-х гг. XVIII в.
18 провинций, во главе – губернаторы. Иногда несколько провинций объединены в наместничества. Каждая из провинций делится на 10 областей. Каждая область – на уезды.
В деревнях – самоуправление, круговая порука («баоцзя»). В деревнях все дома объединены в десятидворки во главе со старостами.
Естественно сложившиеся традиционные общины не признавались административными единицами. Деление на десятидворки – насильно и сверху.
Социальная структура
300 млн. чел. 27.000 чиновников. Чтобы стать чиновником, нужно иметь ученую степень. А ученая степень давалась только после экзамена. Уездные, провинциальные, столичные.
Каллиграфия, иероглифическая грамотность, знание классической литературы, философских и исторических трактатов
Впервые экзамен проведен в 1679 г. Сдавшие экзамены именуются «шэньшами».
Чиновник на службе получал жалование. Оно было невелико, но статус давал ему возможность получать взятки и присваивать часть налогов, собираемых с населения.
Полноправными группами населения считались шэньши, земледельцы «нун», ремесленники «гун» и торговцы «шан». Они могли участвовать в сдаче экзаменов и получать ученую степень. Сословной замкнутости китайское общество не знало ? высокая социальная мобильность.
ИТОГ: докапиталистическое общество с высокоразвитой цивилизаций, а соц.-эк. отношения, основанные на родственных общинных связях, даже не вполне феодальные.
Вторая Пуническая война началась в 218 г. до н. э. Полководцем карфагенской армии был Ганнибал Барка (сын Гамилькара, карфагенского полководца последних лет Первой Пунической войны) — один из самых хитрых военачальников за всю мировую историю. Когда-то пред смертным ложем отца он поклялся, что не угомонится, пока не уничтожит Рим. Ганнибал благоразумно решил, что если он попытается десантироваться в Италию с моря, то до Рима не дойдёт ни один карфагенский солдат. Он отправился в Испанию, к тому времени завоёванную Карфагеном.Укрепив там свои тылы, Ганнибал в марте 218 г. вышел из Нового Карфагена (совр. Картахена) во главе войска из 90 тысяч пехотинцев, 12 тысяч конников и 37 слонов. По ходу дела Ганнибал подчинил Карфагену племена, жившие севернее реки Ибер, но это обошлось ему в 20 тысяч человек. Перед переходом через Пиренеи он оставил на завоёванных землях 11 тысяч солдат полководца Ганнона. Длительные марши вкупе с переходом через горы несколько уменьшили численность карфагенского войска: в Галлию прибыла 50 тысяч пехоты, 8 тысяч кавалерии и около 40 слонов Хорошая предварительная разведка позволила карфагенянам быстро продвинуться до Альп, благо, что римский консул Публий Сципион уклонился от сражения, отправив большую часть войск в Испанию под командованием своего брата Гнея.Ганнибал мог пройти в Италию либо через горы, либо по побережью (как Сципион), но он предпочёл неожиданный для противника переход через Альпы. Безусловно, он понимал, что подобные действия принесут ему большие потери, но Ганнибал рассчитывал, что итальянские народности, находившиеся под властью Рима, поднимут восстание и пополнят ряды его армии. За 15 дней пятидесятитысячная армия переправилась через Альпы, потеряв 36 тысяч человек (больше половины!), из начинавших переход 38 слонов выжило только 12. Ганнибал оказался в Италии, где к нему примкнуло множество галлов.
Аграрные отношение
Земля делится на 2 части – гуань (чиновничья) (¼ )и минь (народная) (¾).
Община – основа жизни в деревне. Собственность на землю – совместная.
Члены общины = родственники.
Земли общины не обрабатывались совместно, а сдавались в аренду, часто – жителям соседних деревень. Доход от аренды принадлежал всей общине. Из этих денег оплачивались деревенские школы («училищные земли»), культовые нужды («храмовые земли бедным родственникам («благотворительные земли»).
Социалная дифференциация идет медленно, хотя индивидуалное ЗВ тоже существовало. Такие земли можно было и сдать в аренду, и продать, но лишь с согласия других членов общины.
Общинно-клановые отношения очень устойчивые. Целая деревная одних родствннников. Родственные связи находили воплощение в религиозных церемониях. В общине бывали и разбогатевшие родственники, но по образу жизни они мало отличались от основной массы. Кроме разбогатевших общинников, част господствующего класса составляли землевладельцы из образованной части общества, те, что имели ученое звание или чиновничий ранг. Тоже выходцы из общин, но им удавалось получить образование, сдать экзамены. Их общее название – «шэньши».
Их образ жизни отличался от жизни общинников.
Арендная плата на землю составляла от 30% до 70% урожая. Большинство землевладельцев, включая шэньши, имели 3-6 га земли, а обычные крестьяне – 0,5-1,5 га.
Налоги и повинности
С первой половины XVIII в. – единый подушно-поземельный налог, исчислявшийся в зависимости от количества и качества земли. Вносили все, но только шэньши и разбогатевшие общинники освобождались от трудовой повинности и платили только денежную
Част земель по-прежнему принадлежала императору, маньчжурской аристократии, офицерам и солдатам войск. По-прежнему существовало казенное землевладение – земли военных поселений, которые обрабатывались воинами пограничных гарнизонов.
Доход от земель – на их содержание.
ИТОГ: основа аграрных отношений в XVII-XVIII вв. – община азиатского типа, основанная на родственных связях и коллективном землевладении. Социальная дифференциация слабая, но шла – зажиточные общинники и шэньши. По-прежнему существовала земля в ведении государства, предназначенная для императора, офицеров и т.д.
Город
Существуют цехи (хан), но они не стали господствующим типом социальной организации. Ремесленники сами же и продают свою продукцию – ремесло не окончательно отделилось от торговли. Частное ремесло задавлено налогами, как и крестьянин, ремесленник нес трудовую и иные повинности в пользу государства. Предприниматель и купец рассматривались властью не как опора трона, а как опасный элемент.
Т.е., в отличии от Европы, в Китае не сложился особый правовой статус города. Город не стал автономным центром полит. власти.
Казенное ремесло в Китае отлично развито, потому частное ремесло развивается плохо.
Государственное и социальное устройство
Типичная восточная деспотия. Во главе – самодержец-богдыхан. Два принципа управления – нет земли, кроме как принадлежащей богдыхану; все, живущие в Поднебесной, подданные богдыхана. = огромная роль государства.
Богдыхан = сын Неба, лицо священное. Его имя нельзя произносить вслух. Нужно произносить только девиз правителя (у каждого - свой). У неприближенных ко двору – запрет видеть лицо богдыхана.
2 совещательных органа при богдыхане – имперский секретариат и военный совет.
В Имперском секретариате – равное число маньчжуров и китайцев.
А Военный совет – основной совещательный орган с 30-х гг. XVIII в.
18 провинций, во главе – губернаторы. Иногда несколько провинций объединены в наместничества. Каждая из провинций делится на 10 областей. Каждая область – на уезды.
В деревнях – самоуправление, круговая порука («баоцзя»). В деревнях все дома объединены в десятидворки во главе со старостами.
Естественно сложившиеся традиционные общины не признавались административными единицами. Деление на десятидворки – насильно и сверху.
Социальная структура
300 млн. чел. 27.000 чиновников. Чтобы стать чиновником, нужно иметь ученую степень. А ученая степень давалась только после экзамена. Уездные, провинциальные, столичные.
Каллиграфия, иероглифическая грамотность, знание классической литературы, философских и исторических трактатов
Впервые экзамен проведен в 1679 г. Сдавшие экзамены именуются «шэньшами».
Чиновник на службе получал жалование. Оно было невелико, но статус давал ему возможность получать взятки и присваивать часть налогов, собираемых с населения.
Полноправными группами населения считались шэньши, земледельцы «нун», ремесленники «гун» и торговцы «шан». Они могли участвовать в сдаче экзаменов и получать ученую степень. Сословной замкнутости китайское общество не знало ? высокая социальная мобильность.
ИТОГ: докапиталистическое общество с высокоразвитой цивилизаций, а соц.-эк. отношения, основанные на родственных общинных связях, даже не вполне феодальные.