В учебниках истории написано, что к концу правления Ивана Грозного Россия была сильно разорена и лежала в руинах, и что одна из причин Смутного времени в этом разорении страны Иваном Грозным. Но в тоже время смута началась в 1605 году (после смерти Бориса Годунова), а в этом промежутке были Русско-шведская война 1590 - 1595 гг. во время котрой Россия вернула некоторые потерянные в Ливонской войне территории, учреждение патриаршества. Складывается такое впечатление, что причиной смуты все-таки было не разорение страны Иваном Грозным, а голод начала 17 века, восстание Хлопка, появление Лжедмитрия 1, смерть Бориса Годунова. Слишком много времени после смерти Грозного.
№1- Причины смутного времени: 1.Династический кризис: пресекновение династии Рюриковичей 2.Центральная власть все больше теряла авторитет в глазах народа. Многие из числа дворян, горожан, крестьян, казачества переходили на сторону оппозиции. 3.Рост недовольства горожан из-за постоянного роста налогов 4.Резкое ухудшение условий жизни вследствие стихийных бедствий и неурожаев 1601-1603гг 5.Хозяйственная разруха (следствие Ливонской войны и опричнины) 6.Ухудшение положения податного населения 7.Отсутствие единства вреди феодальной верхушки 8.Недовольство казачества попытками правительства поставить его под свой контроль №2- Городская реформа Бориса Годунова обострила социальные противоречия. Церковная реформа. Своей церковной реформой Борис Годунов приобрел крепкую поддержку Русской церкви в лице патриарха Иова, который поддерживал политику Годунова. Имея опору в духовенстве, Борис Федорович расположил в свою пользу и военное сословие. Усиление крепостного права.Укрепление феодального государства.Указы Бориса Годунова:Указ 1592г., запрещающий выход крестьян (отмена «Юрьева дня»).Указ ноябрь 1597г., по которому беглые крестьяне подлежали розыску и возврату владельцу в течение 5 лет («урочные лета»).Специальное Уложение (апрель 1597г.) о кабальных холопах. №3-Даже если ограничиться подсчетом только лжецарей и лжецаревичей, то все равно в итоге получится внушительная цифра. В XVII столетии на территории Российского государства действовало около 20 самозванцев, век же восемнадцатый отмечен примерно 40 случаями самозванства.Самозванство было и одной из форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI в., резкая борьба Ивана Грозного с боярством, жесткая политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя. №4-Оказавшись помазанным на престол, Лжедмитрий I не спешил выполнять свои обязательства, которые давал, ища поддержки у разных слоев населения и Запада. Крестьянам он так и не вернул Юрьев день, зато заигрывал со знатью, увеличив сыск беглых с 5 до 6 лет. Вводить католицизм на Руси Лжедмитрий тоже не спешил.
Причины смутного времени:
1.Династический кризис: пресекновение династии Рюриковичей
2.Центральная власть все больше теряла авторитет в глазах народа. Многие из числа дворян, горожан, крестьян, казачества переходили на сторону оппозиции.
3.Рост недовольства горожан из-за постоянного роста налогов
4.Резкое ухудшение условий жизни вследствие стихийных бедствий и неурожаев 1601-1603гг
5.Хозяйственная разруха (следствие Ливонской войны и опричнины)
6.Ухудшение положения податного населения
7.Отсутствие единства вреди феодальной верхушки
8.Недовольство казачества попытками правительства поставить его под свой контроль
№2-
Городская реформа Бориса Годунова обострила социальные противоречия.
Церковная реформа. Своей церковной реформой Борис Годунов приобрел крепкую поддержку Русской церкви в лице патриарха Иова, который поддерживал политику Годунова. Имея опору в духовенстве, Борис Федорович расположил в свою пользу и военное сословие.
Усиление крепостного права.Укрепление феодального государства.Указы Бориса Годунова:Указ 1592г., запрещающий выход крестьян (отмена «Юрьева дня»).Указ ноябрь 1597г., по которому беглые крестьяне подлежали розыску и возврату владельцу в течение 5 лет («урочные лета»).Специальное Уложение (апрель 1597г.) о кабальных холопах.
№3-Даже если ограничиться подсчетом только лжецарей и лжецаревичей, то все равно в итоге получится внушительная цифра. В XVII столетии на территории Российского государства действовало около 20 самозванцев, век же восемнадцатый отмечен примерно 40 случаями самозванства.Самозванство было и одной из форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI в., резкая борьба Ивана Грозного с боярством, жесткая политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.
№4-Оказавшись помазанным на престол, Лжедмитрий I не спешил выполнять свои обязательства, которые давал, ища поддержки у разных слоев населения и Запада. Крестьянам он так и не вернул Юрьев день, зато заигрывал со знатью, увеличив сыск беглых с 5 до 6 лет. Вводить католицизм на Руси Лжедмитрий тоже не спешил.