Какие права бояр и помещиков были закреплены в Судебнике 1497 года?
Судебник 1497 года систематизирует многие нормы права. У бояр и помещиков появляется право частной собтсвенности, за ними закрепляется «поместье» как условное землевладение, получаемое за государственную службу. Помещик мог только пользоваться, дарить и распоряжаться как-то иначе он не мог.
Наследство семьи получал старший сын или дочери, а если их не было, то другие родственники.
Плюс, они получали право брать с крестьян пожилое в Юрьев День, могли пытать обвиняемого человека в судебном процессе.
Ну и общинной земли не было почти, все становилось вотчиннами или поместьями, частью княжеских доменов.
Кто обладал большими правами? Подтвердите свои выводы цитатами из документа.
Определенно, бояре обладали куда большими правами. Как минимум, у них была возможность и осуществлять суд, и иметь специальных дьяков для осуществления таких полномочий, и заседали подобно парламентариям в Боярской Думе, и наследовали вотчину (а помещики поместье не могли передавать в наследство или дарить).
Самый первый пункт из текста Судебника 1497: «Судите суд бояром и околничим. А на суде быта у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати; також и всякому судие посула от суда не имати никому. А судом не мстити ни дружити никому.»
К началу 80х годов 20 века СССР переживал период кризиса, который проявлялся в разных отраслях.
Политический кризис характеризовался тем, что руководство сменяло друг друга не из-за демократической процедуры, а из-за того, что генеральные секретари были пожилого возраста. Это было только следствием геронтократии, всевластия партии, бюрократии, номенклатурного засиля, отсутствия социальных лифтов и корупции. Отсюда управление ухудшалось. Здесь также проявляется кризис власти, исходящий от населения, которое не доверяет и не верит властям из-за того, что дела почти всегда заменялись словами, идеологией.
Идеологический кризис проявлялся в том, что главной идеологией было марксистско-ленинское учение, и никто не обновлял эти идеи, несмотря на то, что они устрели и никак не достигались. Вся идеология свободилась к простому – запад=капитализм=загнивающий строй, а социализм, пусть и отсталый, лучше. Советские граждане все больше проявляли интерес к зарубежной культуре, а не советской. Это тоже говорит многое о кризисе идеологии.
Экономический кризис был почти традицией. Производительность труда падала с 70х годов – люди стали хуже работать, техника перестала обновляться, заводы поддерживались государством, но не окупались, экономику настигла инфляция, то есть деньги обесценились, а государство не решалось повысить цены + высокая скрытая безработица – оформление было, но за минимальную оплату труда.
Социальный кризис проявлялся в том, что был рост алкоголизма населения, люди стремились уйти от проблем и бедности.
Какие права бояр и помещиков были закреплены в Судебнике 1497 года?
Судебник 1497 года систематизирует многие нормы права. У бояр и помещиков появляется право частной собтсвенности, за ними закрепляется «поместье» как условное землевладение, получаемое за государственную службу. Помещик мог только пользоваться, дарить и распоряжаться как-то иначе он не мог.
Наследство семьи получал старший сын или дочери, а если их не было, то другие родственники.
Плюс, они получали право брать с крестьян пожилое в Юрьев День, могли пытать обвиняемого человека в судебном процессе.
Ну и общинной земли не было почти, все становилось вотчиннами или поместьями, частью княжеских доменов.
Кто обладал большими правами? Подтвердите свои выводы цитатами из документа.
Определенно, бояре обладали куда большими правами. Как минимум, у них была возможность и осуществлять суд, и иметь специальных дьяков для осуществления таких полномочий, и заседали подобно парламентариям в Боярской Думе, и наследовали вотчину (а помещики поместье не могли передавать в наследство или дарить).
Самый первый пункт из текста Судебника 1497: «Судите суд бояром и околничим. А на суде быта у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати; також и всякому судие посула от суда не имати никому. А судом не мстити ни дружити никому.»
К началу 80х годов 20 века СССР переживал период кризиса, который проявлялся в разных отраслях.
Политический кризис характеризовался тем, что руководство сменяло друг друга не из-за демократической процедуры, а из-за того, что генеральные секретари были пожилого возраста. Это было только следствием геронтократии, всевластия партии, бюрократии, номенклатурного засиля, отсутствия социальных лифтов и корупции. Отсюда управление ухудшалось. Здесь также проявляется кризис власти, исходящий от населения, которое не доверяет и не верит властям из-за того, что дела почти всегда заменялись словами, идеологией.
Идеологический кризис проявлялся в том, что главной идеологией было марксистско-ленинское учение, и никто не обновлял эти идеи, несмотря на то, что они устрели и никак не достигались. Вся идеология свободилась к простому – запад=капитализм=загнивающий строй, а социализм, пусть и отсталый, лучше. Советские граждане все больше проявляли интерес к зарубежной культуре, а не советской. Это тоже говорит многое о кризисе идеологии.
Экономический кризис был почти традицией. Производительность труда падала с 70х годов – люди стали хуже работать, техника перестала обновляться, заводы поддерживались государством, но не окупались, экономику настигла инфляция, то есть деньги обесценились, а государство не решалось повысить цены + высокая скрытая безработица – оформление было, но за минимальную оплату труда.
Социальный кризис проявлялся в том, что был рост алкоголизма населения, люди стремились уйти от проблем и бедности.