Начало XIX века ознаменовалось значительными событиями, которые во многом обусловили дальнейшее развитие русской политико-правовой мысли. Победа в Отечественной войне усилению патриотизма, национального духа, национального самосознания. Но после возвращения из заграничных походов многие осознали, что страна -победительница проигрывает в сравнении с другими странами Европы. Увидев, осознав все недостатки системы политических и общественных отношений в России, передовые люди попытались протестовать против этого, попытались что-либо изменить. Но восстание декабристов в 1825 году было жестоко подавлено, а участники сурово наказаны. Наступили годы реакции, когда неосторожно сказанное слово могло привести человека на каторгу или виселицу. Именно в это время Петр Яковлевич Чаадаев, друг Пушкина, участник Отечественной войны 1812 г., член одного из декабристских кружков помещает в журнале Телескоп первое из своихФилософических писем. Оно вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Идеи, высказанные в нем, казалось могли принадлежать только сумасшедшему, ибо было невозможно высказывать из в то время и заявлять о своей любви к России теми словами, которыми это сделал автор.
Основная тема философии П. Я. Чаадаева - историческая судьба России - судьба, которую он понимает как синтез настоящего и будущего. Можно сказать, что философия Чаадаева явилась первым словом пробудившегося русского национального самосознания. П. Я. Чаадаева можно назвать первым русским философом истории, первым русским, кто попытался изложить и оценить с философской точки зрения те идеи, выражениями которых являлись те или иные исторические факты, оценить в этом контексте всю российскую историю. Он попытался объяснить для чего существует Россия, каково ее место в мире, почему она отстает в развитии от стран Запада и каково ее будущее. Актуальность этого вопроса несомненна, поскольку он все еще остается открытым. Сейчас, когда Россия стоит на перепутье, не зная в какую сторону ей повернуть, какое положение ей занять в том мире, с которым еще недавно она находилась в конфронтации. Будет ли это означать, что Россия отныне будет на вторых ролях. А если нет, означает ли это начало нового витка соперничества России с Западом, противопоставления их друг другу. Еще в XIX веке Чаадаев обозначил эти вопросы для себя и всего русского народа. Попытался сформулировать ответы. Насколько эти идеи современны, станет ясно после анализа творчества этого философа.
Начало XIX века ознаменовалось значительными событиями, которые во многом обусловили дальнейшее развитие русской политико-правовой мысли. Победа в Отечественной войне усилению патриотизма, национального духа, национального самосознания. Но после возвращения из заграничных походов многие осознали, что страна -победительница проигрывает в сравнении с другими странами Европы. Увидев, осознав все недостатки системы политических и общественных отношений в России, передовые люди попытались протестовать против этого, попытались что-либо изменить. Но восстание декабристов в 1825 году было жестоко подавлено, а участники сурово наказаны. Наступили годы реакции, когда неосторожно сказанное слово могло привести человека на каторгу или виселицу. Именно в это время Петр Яковлевич Чаадаев, друг Пушкина, участник Отечественной войны 1812 г., член одного из декабристских кружков помещает в журнале Телескоп первое из своихФилософических писем. Оно вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Идеи, высказанные в нем, казалось могли принадлежать только сумасшедшему, ибо было невозможно высказывать из в то время и заявлять о своей любви к России теми словами, которыми это сделал автор.
Основная тема философии П. Я. Чаадаева - историческая судьба России - судьба, которую он понимает как синтез настоящего и будущего. Можно сказать, что философия Чаадаева явилась первым словом пробудившегося русского национального самосознания. П. Я. Чаадаева можно назвать первым русским философом истории, первым русским, кто попытался изложить и оценить с философской точки зрения те идеи, выражениями которых являлись те или иные исторические факты, оценить в этом контексте всю российскую историю. Он попытался объяснить для чего существует Россия, каково ее место в мире, почему она отстает в развитии от стран Запада и каково ее будущее. Актуальность этого вопроса несомненна, поскольку он все еще остается открытым. Сейчас, когда Россия стоит на перепутье, не зная в какую сторону ей повернуть, какое положение ей занять в том мире, с которым еще недавно она находилась в конфронтации. Будет ли это означать, что Россия отныне будет на вторых ролях. А если нет, означает ли это начало нового витка соперничества России с Западом, противопоставления их друг другу. Еще в XIX веке Чаадаев обозначил эти вопросы для себя и всего русского народа. Попытался сформулировать ответы. Насколько эти идеи современны, станет ясно после анализа творчества этого философа.