Первые сведения об археологических памятниках Казахстана принадлежат средневековым китайским, арабским, персидским историкам, географам, путешественникам. В своих трудах они упоминали увиденные ими лично или ставшие известными им по рассказам развалины и постройки, необыкновенные предметы, изображения.
В новое время важную роль в научном изучении археологических памятников Казахстана сыграли указы Петра I, предписывающие бережное отношение к древним раритетам, их описание и сбор, а также предпринятые по его инициативе мероприятия с целью изучения Сибири и прилегающих к России территорий Казахстана. В результате этих действий в 1701 г. появилась «Чертежная книга Сибири», написанная сыном тобольского боярина С. Ремезовым. В ней, наряду с географическими данными, есть сведения об археологических памятниках казахских степей.
Первая академическая экспедиция в Сибирь в 1733 г. была организована под руководством крупного ученого Г.Ф. Миллера. Материалы этой экспедиции содержали интересные данные по археологии Сибири и Казахстана. В составе экспедиции были выдающиеся ученые того времени — профессора Г. Ф. Миллер, И. Гмелин, Л. Делакроер, геодезисты А. Красильников, А. Иванов, Н. Чекин, М. Ушаков. Позже к ним присоединился И. Фишер — известный историк Сибири. Маршрут экспедиции шел через Тверь, Казань, Екатеринбург. Из Тобольска путешественники отправились через Тару, Железинскую, Ямышевскую, Семипалатинскую крепости до Усть-Каменогорска, а оттуда через Барнаул, Кузнецк — в Сибирь. В 1740 г. И. Гмелин посетил Северный Казахстан и дошел до верховьев Яика (Урала). Из трудов И. Гмелина видно, что он собрал значительный материал по археологии Казахстана, дал описание и зарисовки ряда памятников.
Г.Ф. Миллер провел широкую археологическую разведку вдоль Иртыша, организовал раскопки в районах Ямышевской крепости и около Усть-Каменогорска на Ульбе, его сотрудники обмерили и зарисовали древние здания в долине Иртыша: Калбасунскую башню, Семь палат, Аблайкитский замок.
История Польши – это не совсем то же самое, что история Польского государства. Когда мы говорим об истории Польши, мы имеем в виду историю польских этнических земель: Великой Польши, Малой Польши, Силезии, Восточного и Западного Мазовии, Куявии. От польского же государства, с одной стороны, уже в XIII-XIV веках оказались оторваны Силезия и Западное с другой, в XIV – XVI вв. благодаря присоединению ряда украинских земель и унии с Великим княжеством Литовским польская государственность простерлась на огромные новые и этнически непольские территории. Сложилась Речь Посполитая, объединявшая собственно польские, украинские, белорусские, литовские и даже часть русских земель. Этот, так сказать, "дрейф" от запала к востоку оказался чрезвычайно весомым геополитическим фактором польской истории, породил массу сложнейших проблем, которые дают о себе знать вплоть до сегодняшнего дня. Что касается периодизации полькой истории, то ее можно выстраивать различным образом. Если мы возьмем социально-экономический критерий, то весь период IX – XVIII вв. будет покрыт понятием "феодализм", "феодальная общественно-экономическая формация" стадию становления до XI-XII вв., стадию зрелости и расцвета в XIII-XV вв., стадию трансформации в фольварочно-крепостническую систему и упадка в XVI – XVIII вв. XVIII в. с этой точки зрения есть век генезиса капитализма в польских землях. Применяя социокультурный критерий, мы станем говорить об эпохе Средних веков (IХ – XV вв.), Возрождения и Реформации в XVI в., Барокко и Контрреформации (XVII – начало XVIII вв.) и Просвещения (с середины XVIII в.). Вооружившись социально-политическими критериями, мы получим самую дробную и самую ясную периодизацию истории Польши: догосударственный период (вплоть до IX – X вв.), период централизованной монархии (Х – начало XII вв.), два века политической раздробленности (ХII – ХIII вв.), за которыми следуют два века единой сословно-представительной монархии, отмеченные прогрессирующим сближением с Литвой (XIV – XV вв.), эпоха так называемой "шляхетской демократии" (XVI – середина XVII вв.), которую сменяет режим магнатской олигархии (середина XVII – середина XVIII вв.). Вторая половина XVIII века имеет все права быть выделенной как отдельная полоса социально-политического развития Польши под знаком кардинальных политических реформ, первого национально-освободительного восстания и разделов Речи Посполитой.
Первые сведения об археологических памятниках Казахстана принадлежат средневековым китайским, арабским, персидским историкам, географам, путешественникам. В своих трудах они упоминали увиденные ими лично или ставшие известными им по рассказам развалины и постройки, необыкновенные предметы, изображения.
В новое время важную роль в научном изучении археологических памятников Казахстана сыграли указы Петра I, предписывающие бережное отношение к древним раритетам, их описание и сбор, а также предпринятые по его инициативе мероприятия с целью изучения Сибири и прилегающих к России территорий Казахстана. В результате этих действий в 1701 г. появилась «Чертежная книга Сибири», написанная сыном тобольского боярина С. Ремезовым. В ней, наряду с географическими данными, есть сведения об археологических памятниках казахских степей.
Первая академическая экспедиция в Сибирь в 1733 г. была организована под руководством крупного ученого Г.Ф. Миллера. Материалы этой экспедиции содержали интересные данные по археологии Сибири и Казахстана. В составе экспедиции были выдающиеся ученые того времени — профессора Г. Ф. Миллер, И. Гмелин, Л. Делакроер, геодезисты А. Красильников, А. Иванов, Н. Чекин, М. Ушаков. Позже к ним присоединился И. Фишер — известный историк Сибири. Маршрут экспедиции шел через Тверь, Казань, Екатеринбург. Из Тобольска путешественники отправились через Тару, Железинскую, Ямышевскую, Семипалатинскую крепости до Усть-Каменогорска, а оттуда через Барнаул, Кузнецк — в Сибирь. В 1740 г. И. Гмелин посетил Северный Казахстан и дошел до верховьев Яика (Урала). Из трудов И. Гмелина видно, что он собрал значительный материал по археологии Казахстана, дал описание и зарисовки ряда памятников.
Г.Ф. Миллер провел широкую археологическую разведку вдоль Иртыша, организовал раскопки в районах Ямышевской крепости и около Усть-Каменогорска на Ульбе, его сотрудники обмерили и зарисовали древние здания в долине Иртыша: Калбасунскую башню, Семь палат, Аблайкитский замок.
Что касается периодизации полькой истории, то ее можно выстраивать различным образом. Если мы возьмем социально-экономический критерий, то весь период IX – XVIII вв. будет покрыт понятием "феодализм", "феодальная общественно-экономическая формация" стадию становления до XI-XII вв., стадию зрелости и расцвета в XIII-XV вв., стадию трансформации в фольварочно-крепостническую систему и упадка в XVI – XVIII вв. XVIII в. с этой точки зрения есть век генезиса капитализма в польских землях.
Применяя социокультурный критерий, мы станем говорить об эпохе Средних веков (IХ – XV вв.), Возрождения и Реформации в XVI в., Барокко и Контрреформации (XVII – начало XVIII вв.) и Просвещения (с середины XVIII в.).
Вооружившись социально-политическими критериями, мы получим самую дробную и самую ясную периодизацию истории Польши: догосударственный период (вплоть до IX – X вв.), период централизованной монархии (Х – начало XII вв.), два века политической раздробленности (ХII – ХIII вв.), за которыми следуют два века единой сословно-представительной монархии, отмеченные прогрессирующим сближением с Литвой (XIV – XV вв.), эпоха так называемой "шляхетской демократии" (XVI – середина XVII вв.), которую сменяет режим магнатской олигархии (середина XVII – середина XVIII вв.). Вторая половина XVIII века имеет все права быть выделенной как отдельная полоса социально-политического развития Польши под знаком кардинальных политических реформ, первого национально-освободительного восстания и разделов Речи Посполитой.