Фактическая власть в СССР принадлежала руководству компартии (ВКП(б), КПСС), которая функционировала в соответствии со своим внутренним уставом.
Формально Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик, являющаяся первым разделом Конституции 1924 года, провозглашала диктатуру пролетариата.
Советская политическая система отвергла принцип разделения и независимости властей, поставив законодательную власть над исполнительной и судебной. Высшим органом государственной власти в 1922—1937 гг. был Всесоюзный съезд Советов; высшим законодательным, распорядительным и контрольным органом — Центральный Исполнительный Комитет Советов СССР, состоящий из двух палат — Совета Национальностей и Союзного Совета, между его сессиями — Президиум Центрального Исполнительного Комитета Советов СССР. Союзный Совет избирался съездом из представителей союзных республик пропорционально населению каждой. Совет Национальностей состоял из пяти членов от каждой союзной и автономной республики, и по одному представителю от каждой автономной области РСФСР. По одному делегату представляли автономные республики и области, входящие в ЗСФСР. Обе палаты обладали равными правами, а законопроект получал силу закона только в случае принятия его каждой из палат. ЦИК являлся законодательным и исполнительным органом. Как верховный органа власти он обладал компетенцией, тождественной компетенции съезда Советов СССР, за исключением вопросов, отнесённых к исключительному ведению съезда. ЦИК по Конституции должен был созываться три раза в год, однако сессии собирались реже.
Статья 3-я Конституции 1936 года гласила: «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся».
В 1937—1989 гг. высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет СССР (ВС СССР), состоящий из Совета Национальностей и Совета Союза, в промежутках между сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. Источником права формально были только постановления законодателя, то есть ВС СССР, хотя реальная практика значительно расходилась с конституционными положениями. Повседневное законотворчество на практике осуществлялось Президиумом Верховного Совета СССР, состоявшим из председателя, 15 заместителей председателя, секретаря и 20 прочих членов. Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года, избирал Президиум ВС СССР, формировал Совет министров СССР, избирал судей Верховного суда СССР и назначал Генерального прокурора СССР.
Статья 2-я Конституции СССР 1977 года провозглашала: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчётны Советам народных депутатов». На выборах выдвигались кандидаты от трудовых коллективов, профсоюзов, молодёжных организаций (ВЛКСМ), самодеятельных творческих организаций и от партии (КПСС). Эта Конституция, в отличие от предыдущих, впервые отражала фактическую роль КПСС в управлении государством: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза» (Статья 6-я).
В 1989—1991 годах высшим органом государственной власти являлся Съезд народных депутатов СССР, постоянно действующим законодательным, распорядительным (до 1990 года) и контрольным органом — Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Национальностей и Совета Союза.
С 1989 по 1990 годы высшим должностным лицом СССР был Председатель Верховного Совета СССР. В 1990—1991 гг. главой Советского государства был Президент СССР.
В СССР законодательно никакая идеология не провозглашалась государственной или господствующей; но, ввиду политической монополии Коммунистической партии, таковой де-факто была идеология КПСС — марксизм-ленинизм, которую в позднем СССР именовали «социалистической марксистско-ленинской идеологией». Политическая система СССР рассматривалась как «социалистическое государство», то есть как «политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, новый тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции». Однако, по мнению некоторых западных исследователей советского общества, в позднем СССР марксизм в реальности трансформировался в националистическую и этатическую идеологию, в то время как классический марксизм провозглашал постепенное отмирание государства при переходе от социализма к коммунизму. Отдельные исследователи характеризуют советский строй как государственный капитализм.
Единственными институтами, которые легально оставались (но часто подвергались гонениям) организованными носителями враждебной марксизму-ленинизму идеологии, были зарегистрированные религиозные объединения (религиозные общества и группы)(подробнее см. раздел «Религия в СССР» ниже).
Правнук Рюрика, князь Владимир, был выдающимся правителем древнерусского государства. Ему удалось объединить русские княжества и расширить границы государства.
О могуществе князя Владимира узнали в соседних странах. К нему стали приходить проповедники, которые рассказывали о своих странах и хвалили свою веру. На Руси в то время продолжало господствовать язычество. Образ жизни князя тоже был "языческим": он любил развлечения, войну и охоту, роскошь и удовольствия. Но как умный правитель Владимир вскоре понял, что для единства государства нужна новая религия. Поэтому он послал в разные страны людей, чтобы они поближе познакомились с верой разных народов. Наибольшее впечатление на русичей произвела христианская вера в Византии.
Стремясь сблизиться с цивилизованной Византией, князь Владимир решил жениться на царевне Анне, сестре греческих царей. Греки согласились, но поставили условие: Владимир должен отказаться от язычества и принять христианскую веру. И вот в 988 году в городе Херсонесе, где стоял князь со своей дружиной, произошло торжественное крещение князя Владимира и его приближённых, а вскоре и венчание его с царевной Анной.
В летописи рассказывается, что после этого крещения князь очень изменился. Он отказался от роскоши и удовольствий, стал удивлять всех своей добротой и милосердием. Князь велел обучать детей письму и чтению по-славянски и по-гречески.
Спустя некоторое время после крещения князя Владимира наступил день, когда князь велел всем киевлянам собраться утром па берегу Днепра. Туда же пришёл сам князь со своими приближёнными, а также священники. Мужчины и женщины вошли в реку, и священники крестили их в христианскую веру. После этого послал князь Владимир людей во все русские города крестить народ. С тех людей, которые не хотели креститься, князь брал большую дань. По всей стране стали строиться каменные и деревянные храмы.
У князя Владимира было двенадцать сыновей, поэтому он разделил всю русскую землю на двенадцать частей и завещал сыновьям жить в любви и согласии. Сыновья выросли и разъехались, а сам Владимир остался в Киеве. До конца своей жизни делал князь добрые дела, раздавал всем бедным деньги и ежедневно устраивал в своём дворе обеды для нищих. А для больных, которые сами не могли дойти до княжеского двора, велел развозить но домам всякую пищу и питье. Народ очень любил князя и дал ему прозвище Красное Солнышко.
Фактическая власть в СССР принадлежала руководству компартии (ВКП(б), КПСС), которая функционировала в соответствии со своим внутренним уставом.
Формально Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик, являющаяся первым разделом Конституции 1924 года, провозглашала диктатуру пролетариата.
Советская политическая система отвергла принцип разделения и независимости властей, поставив законодательную власть над исполнительной и судебной. Высшим органом государственной власти в 1922—1937 гг. был Всесоюзный съезд Советов; высшим законодательным, распорядительным и контрольным органом — Центральный Исполнительный Комитет Советов СССР, состоящий из двух палат — Совета Национальностей и Союзного Совета, между его сессиями — Президиум Центрального Исполнительного Комитета Советов СССР. Союзный Совет избирался съездом из представителей союзных республик пропорционально населению каждой. Совет Национальностей состоял из пяти членов от каждой союзной и автономной республики, и по одному представителю от каждой автономной области РСФСР. По одному делегату представляли автономные республики и области, входящие в ЗСФСР. Обе палаты обладали равными правами, а законопроект получал силу закона только в случае принятия его каждой из палат. ЦИК являлся законодательным и исполнительным органом. Как верховный органа власти он обладал компетенцией, тождественной компетенции съезда Советов СССР, за исключением вопросов, отнесённых к исключительному ведению съезда. ЦИК по Конституции должен был созываться три раза в год, однако сессии собирались реже.
Статья 3-я Конституции 1936 года гласила: «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся».
В 1937—1989 гг. высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет СССР (ВС СССР), состоящий из Совета Национальностей и Совета Союза, в промежутках между сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. Источником права формально были только постановления законодателя, то есть ВС СССР, хотя реальная практика значительно расходилась с конституционными положениями. Повседневное законотворчество на практике осуществлялось Президиумом Верховного Совета СССР, состоявшим из председателя, 15 заместителей председателя, секретаря и 20 прочих членов. Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года, избирал Президиум ВС СССР, формировал Совет министров СССР, избирал судей Верховного суда СССР и назначал Генерального прокурора СССР.
Статья 2-я Конституции СССР 1977 года провозглашала: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчётны Советам народных депутатов». На выборах выдвигались кандидаты от трудовых коллективов, профсоюзов, молодёжных организаций (ВЛКСМ), самодеятельных творческих организаций и от партии (КПСС). Эта Конституция, в отличие от предыдущих, впервые отражала фактическую роль КПСС в управлении государством: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза» (Статья 6-я).
В 1989—1991 годах высшим органом государственной власти являлся Съезд народных депутатов СССР, постоянно действующим законодательным, распорядительным (до 1990 года) и контрольным органом — Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Национальностей и Совета Союза.
С 1989 по 1990 годы высшим должностным лицом СССР был Председатель Верховного Совета СССР. В 1990—1991 гг. главой Советского государства был Президент СССР.
В СССР законодательно никакая идеология не провозглашалась государственной или господствующей; но, ввиду политической монополии Коммунистической партии, таковой де-факто была идеология КПСС — марксизм-ленинизм, которую в позднем СССР именовали «социалистической марксистско-ленинской идеологией». Политическая система СССР рассматривалась как «социалистическое государство», то есть как «политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, новый тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции». Однако, по мнению некоторых западных исследователей советского общества, в позднем СССР марксизм в реальности трансформировался в националистическую и этатическую идеологию, в то время как классический марксизм провозглашал постепенное отмирание государства при переходе от социализма к коммунизму. Отдельные исследователи характеризуют советский строй как государственный капитализм.
Единственными институтами, которые легально оставались (но часто подвергались гонениям) организованными носителями враждебной марксизму-ленинизму идеологии, были зарегистрированные религиозные объединения (религиозные общества и группы)(подробнее см. раздел «Религия в СССР» ниже).
Правнук Рюрика, князь Владимир, был выдающимся правителем древнерусского государства. Ему удалось объединить русские княжества и расширить границы государства.
О могуществе князя Владимира узнали в соседних странах. К нему стали приходить проповедники, которые рассказывали о своих странах и хвалили свою веру. На Руси в то время продолжало господствовать язычество. Образ жизни князя тоже был "языческим": он любил развлечения, войну и охоту, роскошь и удовольствия. Но как умный правитель Владимир вскоре понял, что для единства государства нужна новая религия. Поэтому он послал в разные страны людей, чтобы они поближе познакомились с верой разных народов. Наибольшее впечатление на русичей произвела христианская вера в Византии.
Стремясь сблизиться с цивилизованной Византией, князь Владимир решил жениться на царевне Анне, сестре греческих царей. Греки согласились, но поставили условие: Владимир должен отказаться от язычества и принять христианскую веру. И вот в 988 году в городе Херсонесе, где стоял князь со своей дружиной, произошло торжественное крещение князя Владимира и его приближённых, а вскоре и венчание его с царевной Анной.
В летописи рассказывается, что после этого крещения князь очень изменился. Он отказался от роскоши и удовольствий, стал удивлять всех своей добротой и милосердием. Князь велел обучать детей письму и чтению по-славянски и по-гречески.
Спустя некоторое время после крещения князя Владимира наступил день, когда князь велел всем киевлянам собраться утром па берегу Днепра. Туда же пришёл сам князь со своими приближёнными, а также священники. Мужчины и женщины вошли в реку, и священники крестили их в христианскую веру. После этого послал князь Владимир людей во все русские города крестить народ. С тех людей, которые не хотели креститься, князь брал большую дань. По всей стране стали строиться каменные и деревянные храмы.
У князя Владимира было двенадцать сыновей, поэтому он разделил всю русскую землю на двенадцать частей и завещал сыновьям жить в любви и согласии. Сыновья выросли и разъехались, а сам Владимир остался в Киеве. До конца своей жизни делал князь добрые дела, раздавал всем бедным деньги и ежедневно устраивал в своём дворе обеды для нищих. А для больных, которые сами не могли дойти до княжеского двора, велел развозить но домам всякую пищу и питье. Народ очень любил князя и дал ему прозвище Красное Солнышко.
Объяснение: