Наполеоновское нашествие было огромным бедствием для России. Были полностью разрушены многие города, в огне московского пожара навеки исчезли многие драгоценные реликвии Громадный ущерб был нанесен промышленности и сельскому хозяйству. Впоследствии Московская губерния быстро оправилась от опустошения, а в Смоленской и Псковской численность населения была меньше, чем в 1811 году вплоть до середины века.
Но общая беда, как известно, сближает людей. В борьбе с врагом тесно сплотилось население центральных губерний, составлявшее ядро русской нации. Не только губернии, непосредственно пострадавшие от нашествия, но и примыкавшие к ним земли, принимавшие беженцев и раненых, отправлявшие ратников, продовольствие и вооружение, жили в те дни одной жизнью, одним делом. Это значительно ускорило длительный и сложный процесс консолидации русской нации. Теснее сблизились с русским и другие народы России.
Жертвенная роль, выпавшая на долю Москвы в драматических событиях 1812 года, еще более возвысила ее значен6ие как духовного центра России. Наоборот, сановный Санкт-Петербург, двор, официальное правительство оказались на втором плане событий. О них в тот грозный год как бы почти забыли. Александру 1 так и не удалось сблизиться с народом. И потому, наверное, он так не любил Кутузова, что не мог, не в пример старому фельдмаршалу, запросто попить с крестьянами чай. Война произвела очень сильное впечатление на современников. «Мы дети двенадцатого года»--говорили о себе декабристы. «Гроза двенадцатого года» наложила неизгладимый отпечаток на творчество А.С. Пушкина. На ее преданиях выросли А.П. Герцен и Н.П. Огарев. Она не бесследно. После наполеоновского нашествия возникло длительное отчуждение между Россией и Францией. Лишь к концу 19-го века отношения улучшились, а затем началось сближение
По всему миру спелеологи в глубоких пещерах находят подтверждение существованию древнейших людей. Наскальные росписи превосходно сохраняются в течение многих тысячелетий. Есть несколько видов шедевров – пиктограммы, петроглифы, геоглифы. Важные памятники истории человечества регулярно заносят в реестр Всемирного наследия.
Обычно на стенах пещер встречаются расхожие сюжеты, такие, как охота, сражение, изображения солнца, животных, человеческих рук. Люди в древние времена придавали росписям сакральное значение, они верили, что себе в будущем.
Наносились изображения различными методами и материалами. Для художественного творчества использовалась кровь животных, охра, мел и даже гуано летучих мышей. Особый вид росписей – тесаные росписи, их выбивали в камне с специального резца.
Многие пещеры недостаточно изучены и ограничены в посещении, а в другие, наоборот, открыты для туристов. Однако большая часть драгоценного культурного наследия пропадает без присмотра, не нашедшая своих исследователей.
Ниже представлен небольшой экскурс в мир самых интереснейших пещер с доисторическими наскальными росписями. Пещера Магура (Magura Cave), Болгария. Болгария славится не только радушием жителей и непередаваемым колоритом курортов, но и пещерами. Одна из них, со звучным названием Магура, расположена к северу от Софии, недалеко от городка Белоградчик. Общая протяженность пещерных галерей более двух километров. Залы пещеры имеют колоссальные размеры, каждый из них – около 50 метров в ширину и 20 в высоту. Жемчужина пещеры – наскальная роспись, выполненная прямо на поверхности, покрытой гуано летучих мышей. Росписи многослойные, здесь представлен ряд картин времен палеолита, неолита, энеолита и бронзового века. На рисунках древних гомо сапиенс изображены фигурки танцующих поселянок, охотников, множество диковинных животных, созвездий. Так же представлено солнце, растения, орудия труда. Здесь начинается повествование о празднествах древней эпохи и о солнечном календаре, заверяют ученые.
После посещения пещеры Альтамира на севере Испании, Пабло Пикассо воскликнул: «после работ в Альтамире все искусство пошло на спад». Он не шутил. Искусство в этой пещере и во многих других пещерах, которые находятся во Франции, в Испании и других странах, относится к числу величайшего достояния в области художества, которое когда-либо создавалось.
Куэва-де-лас-Манос.Куэва-де-лас-Манос находится в Южной Аргентине. Название можно дословно перевести, как «Пещера Рук». В пещере изображены в большинстве своем – левые руки, но также есть сцены охоты и изображения животных. Картины, как полагают, были созданы 13000 и 9500 лет назад. Пещера с поэтичным названием Куэва-де-лас-Манос (с испанского – «Пещера множества рук») расположена в провинции Санта-Крус, ровно в ста милях от ближайшего населенного пункта – города Перито-Морено. Искусство наскальной росписи в зале 24 метра в длину и 10 метров в высоту датируется 13-9 тысячелетиями до нашей эры. Удивительная картина на известняке представляет собой объемное полотно, изукрашенное следами рук. Ученые выстроили теорию о том, как получились на диво четкие и ясные отпечатки ладоней. Доисторические люди брали специальный состав, затем набирали его в рот, и сквозь трубку с силой выдували на руку, приложенную к стене. Помимо этого, имеются стилизованные изображения человека, нанду, гуанако, кошек, геометрических фигур с орнаментами, процесса охоты и наблюдений за солнцем.
Лаас Гаал.Лаас Гаал представляет собой комплекс пещер на северо-западе Сомали, которые содержат некоторые из самых ранних известных художеств на Африканском континенте. Доисторических наскальным рисункам, по оценкам ученых, между 11000 и 5000 лет. Они показывают коров, церемониально одетых людей, домашних собак и даже жирафов.
Тадрарт Акакус.Тадрарт Акакус образует горный хребет в пустыне Сахара, в западной Ливии. Этот район известен своими наскальными рисунками с 12 000 до н.э. до 100 года. Картины отражают меняющиеся условия пустыни Сахара. 9 000 лет назад здешние окрестности были полны зелени и озер, лесов и диких животных, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, изображающие жирафов слонов и страусов.
Пещера Альтамира.Обнаруженная в конце 19 века, пещера Альтамира находится в северной Испании. Удивительно, но картины найденные на скалах были такого высокого качества, что ученые долго сомневались в их подлинности и даже обвиняли первооткрывателя Марселино Санс де Саутуола в подделывании живописи. Многие не верят в интеллектуальный потенциал первобытных людей. К сожалению, первооткрыватель не дожил до 1902 года. В этом гору картины были признаны подлинными. Изображения сделаны углем и охрой.
Наполеоновское нашествие было огромным бедствием для России. Были полностью разрушены многие города, в огне московского пожара навеки исчезли многие драгоценные реликвии Громадный ущерб был нанесен промышленности и сельскому хозяйству. Впоследствии Московская губерния быстро оправилась от опустошения, а в Смоленской и Псковской численность населения была меньше, чем в 1811 году вплоть до середины века.
Но общая беда, как известно, сближает людей. В борьбе с врагом тесно сплотилось население центральных губерний, составлявшее ядро русской нации. Не только губернии, непосредственно пострадавшие от нашествия, но и примыкавшие к ним земли, принимавшие беженцев и раненых, отправлявшие ратников, продовольствие и вооружение, жили в те дни одной жизнью, одним делом. Это значительно ускорило длительный и сложный процесс консолидации русской нации. Теснее сблизились с русским и другие народы России.
Жертвенная роль, выпавшая на долю Москвы в драматических событиях 1812 года, еще более возвысила ее значен6ие как духовного центра России. Наоборот, сановный Санкт-Петербург, двор, официальное правительство оказались на втором плане событий. О них в тот грозный год как бы почти забыли. Александру 1 так и не удалось сблизиться с народом. И потому, наверное, он так не любил Кутузова, что не мог, не в пример старому фельдмаршалу, запросто попить с крестьянами чай.
Война произвела очень сильное впечатление на современников. «Мы дети двенадцатого года»--говорили о себе декабристы. «Гроза двенадцатого года» наложила неизгладимый отпечаток на творчество А.С. Пушкина. На ее преданиях выросли А.П. Герцен и Н.П. Огарев. Она не бесследно.
После наполеоновского нашествия возникло длительное отчуждение между Россией и Францией. Лишь к концу 19-го века отношения улучшились, а затем началось сближение
По всему миру спелеологи в глубоких пещерах находят подтверждение существованию древнейших людей. Наскальные росписи превосходно сохраняются в течение многих тысячелетий. Есть несколько видов шедевров – пиктограммы, петроглифы, геоглифы. Важные памятники истории человечества регулярно заносят в реестр Всемирного наследия.
Обычно на стенах пещер встречаются расхожие сюжеты, такие, как охота, сражение, изображения солнца, животных, человеческих рук. Люди в древние времена придавали росписям сакральное значение, они верили, что себе в будущем.
Наносились изображения различными методами и материалами. Для художественного творчества использовалась кровь животных, охра, мел и даже гуано летучих мышей. Особый вид росписей – тесаные росписи, их выбивали в камне с специального резца.
Многие пещеры недостаточно изучены и ограничены в посещении, а в другие, наоборот, открыты для туристов. Однако большая часть драгоценного культурного наследия пропадает без присмотра, не нашедшая своих исследователей.
Ниже представлен небольшой экскурс в мир самых интереснейших пещер с доисторическими наскальными росписями.
Пещера Магура (Magura Cave), Болгария.
Болгария славится не только радушием жителей и непередаваемым колоритом курортов, но и пещерами. Одна из них, со звучным названием Магура, расположена к северу от Софии, недалеко от городка Белоградчик. Общая протяженность пещерных галерей более двух километров. Залы пещеры имеют колоссальные размеры, каждый из них – около 50 метров в ширину и 20 в высоту. Жемчужина пещеры – наскальная роспись, выполненная прямо на поверхности, покрытой гуано летучих мышей. Росписи многослойные, здесь представлен ряд картин времен палеолита, неолита, энеолита и бронзового века. На рисунках древних гомо сапиенс изображены фигурки танцующих поселянок, охотников, множество диковинных животных, созвездий. Так же представлено солнце, растения, орудия труда. Здесь начинается повествование о празднествах древней эпохи и о солнечном календаре, заверяют ученые.
После посещения пещеры Альтамира на севере Испании, Пабло Пикассо воскликнул: «после работ в Альтамире все искусство пошло на спад». Он не шутил. Искусство в этой пещере и во многих других пещерах, которые находятся во Франции, в Испании и других странах, относится к числу величайшего достояния в области художества, которое когда-либо создавалось.
Куэва-де-лас-Манос.Куэва-де-лас-Манос находится в Южной Аргентине. Название можно дословно перевести, как «Пещера Рук». В пещере изображены в большинстве своем – левые руки, но также есть сцены охоты и изображения животных. Картины, как полагают, были созданы 13000 и 9500 лет назад.
Пещера с поэтичным названием Куэва-де-лас-Манос (с испанского – «Пещера множества рук») расположена в провинции Санта-Крус, ровно в ста милях от ближайшего населенного пункта – города Перито-Морено. Искусство наскальной росписи в зале 24 метра в длину и 10 метров в высоту датируется 13-9 тысячелетиями до нашей эры. Удивительная картина на известняке представляет собой объемное полотно, изукрашенное следами рук. Ученые выстроили теорию о том, как получились на диво четкие и ясные отпечатки ладоней. Доисторические люди брали специальный состав, затем набирали его в рот, и сквозь трубку с силой выдували на руку, приложенную к стене. Помимо этого, имеются стилизованные изображения человека, нанду, гуанако, кошек, геометрических фигур с орнаментами, процесса охоты и наблюдений за солнцем.
Лаас Гаал.Лаас Гаал представляет собой комплекс пещер на северо-западе Сомали, которые содержат некоторые из самых ранних известных художеств на Африканском континенте. Доисторических наскальным рисункам, по оценкам ученых, между 11000 и 5000 лет. Они показывают коров, церемониально одетых людей, домашних собак и даже жирафов.
Тадрарт Акакус.Тадрарт Акакус образует горный хребет в пустыне Сахара, в западной Ливии. Этот район известен своими наскальными рисунками с 12 000 до н.э. до 100 года. Картины отражают меняющиеся условия пустыни Сахара. 9 000 лет назад здешние окрестности были полны зелени и озер, лесов и диких животных, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, изображающие жирафов слонов и страусов.
Пещера Альтамира.Обнаруженная в конце 19 века, пещера Альтамира находится в северной Испании. Удивительно, но картины найденные на скалах были такого высокого качества, что ученые долго сомневались в их подлинности и даже обвиняли первооткрывателя Марселино Санс де Саутуола в подделывании живописи. Многие не верят в интеллектуальный потенциал первобытных людей. К сожалению, первооткрыватель не дожил до 1902 года. В этом гору картины были признаны подлинными. Изображения сделаны углем и охрой.