В Российской Федерации установлены следующие дни воинской славы России (с изменениями на 1 декабря 2014 года): 27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год ) [2] ; 2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год); 23 февраля — День защитника Отечества ; 18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере ( Ледовое побоище); сражение произошло 5 апреля 1242 года; 9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (1945 год); 7 июля — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении ; сражение произошло 24—26 июня ( 5 —7 июля ) 1770 года ; 10 июля — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении ; произошло 27 июня ( 8 июля ) 1709 года; 9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут; произошло 27 июля ( 7 августа ) 1714 года; 23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год ); 8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа ( 7 сентября ) 1812 года; 11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра; произошло 28—29 августа (8 —9 сентября ) 1790 года ; 21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве ; произошло 8 сентября 1380 года; 4 ноября — День народного единства; 7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год); 1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп; произошло 18 (30) ноября 1853 года; 5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в 1941 году; 24 декабря — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова ; произошло 11 (22) декабря 1790 года. Особенности Даты сражений, происходивших до введения в России григорианского календаря в 1918 году, в этом законе были получены путём прибавления к «старостильной » дате 13 дней, то есть разницы между новостильной и старостильной датами, какую они имеют в настоящее время. Иными словами, эти даты фактически отмечаются не по новому, а по старому стилю. Однако разница между старым и новым стилем в 13 дней накопилась лишь к XX веку. В XVII веке разница составляла 10 дней, в XIII веке не существовало разделения. Поэтому в исторической науке приняты другие даты нового стиля, нежели в данном законе.
Женщины редко упоминаются в летописных источниках. Например, в "Повести временных лет" сообщений, связанных с представительницами прекрасного пола, в пять раз меньше, чем "мужских". Женщины рассматриваются летописцем преимущественно как предикат мужчины (впрочем, как и дети). Именно поэтому на Руси до замужества девицу часто называли по отцу, но не в виде отчества, а в притяжательной форме: Володимеряя, а после вступления в брак - по мужу (в такой же, как и в первом случае посессивной, владельческой форме; ср. оборот: мужняя жена, т.е. принадлежащая мужу). Едва ли не единственным исключением из правила стало упоминание жены князя Игоря Новгород-Северского в "Слове о полку Игореве" - Ярославна. Кстати, это послужило А.А. Зимину одним из аргументов для обоснования поздней датировки "Слова". Весьма красноречиво говорит о положении женщины в семье цитата из "мирских притч", приведенная Даниилом Заточником (XII в.): "Ни птица во птицах сычь; ни в зверез зверь еж; ни рыба в рыбах рак; ни скот в скотех коза; ни холоп в холопех, хто у холопа работает; ни муж в мужех, кто жены слушает". Деспотические порядки, получившие широкое распространение в древнерусском обществе, не обошли стороной и семью. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении. Прежде всего это относилось к женской половине дома. Считается, что в древней Руси до замужества девушка из родовитой семьи, как правило, не имела права выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, и до свадьбы она его обычно не видела. После свадьбы ее новым "хозяином" становился супруг, а иногда (в частности, в случае его малолетства - такое случалось часто) и тесть. Выходить за пределы нового дома, не исключая посещения церкви, женщина могла лишь с разрешения мужа. Только под его контролем и с его разрешения она могла с кем-либо знакомиться, вести разговоры с посторонними, причем содержание этих разговоров также контролировалось. Даже у себя дома женщина не имела права тайно от мужа есть или пить, дарить кому бы то ни было подарки либо получать их. В российских крестьянских семьях доля женского труда всегда была необычайно велика. Часто женщине приходилось браться даже за соху. При этом особенно широко использовался труд невесток, чье положение в семье было особенно тяжелым. В обязанности супруга и отца входило "поучение" домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена. Считалось, что человек, не бьющий жену, "дом свой не строит" и "о своей душе не радеет", и будет "погублен" и "в сем веке и в будущем". Лишь в XVI в. общество попыталось как-то защитить женщину, ограничить произвол мужа. Так, "Домострой" советовал бить жену "не перед людьми, наедине поучить" и "никако же не гневатися" при этом. Рекомендовалось "по всяку вину" "ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревяным не бить". Такие "ограничения" приходилось вводить хотя бы в рекомендательном порядке, поскольку в обыденной жизни, видимо, мужья не особенно стеснялись в средствах при "объяснении" с женами. Недаром тут же пояснялось, что у тех, кто "с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен и детем поврежение бывает в утробе". Вот почему давался совет избивать жену не за каждую, а лишь за серьезную провинность, и не чем и как попало, а "соймя рубашка, плеткою вежливенько (бережно!) побить, за руки держа". В то же время следует отметить, что в домонгольской Руси женщина обладала целым рядом прав. Она могла стать наследницей имущества отца (до выхода замуж). Самые высокие штрафы платились виновными в "пошибании" (изнасиловании) и оскорблении женщин "срамными словами". Рабыня, жившая с господином, как жена, становилась свободной после смерти господина. Появление подобных правовых норм в древнерусском законодательстве свидетельствовало о широкой распространенности подобных случаев. Существование у влиятельных лиц целых гаремов фиксируется не только в дохристианской Руси ), но и в гораздо более позднее время. Так, по свидетельству одного англичанина, кто-то из приближенных царя Алексея Михайловича отравил свою жену, поскольку она высказывала недовольство по поводу того, что ее супруг содержит дома множество любовниц. Вместе с тем в некоторых случаях женщина, видимо, и сама могла стать настоящим деспотом в семье. Трудно, конечно, сказать, что повлияло на взгляды авторов и редакторов популярных в Древней Руси "Моления" и "Слова", приписываемых некоему Даниилу Заточнику, - детские впечатления об отношениях между отцом и матерью либо собственный горький семейный опыт, однако в этих произведениях женщина вовсе не выглядит столь беззащитной и неполноправной, как может представиться из вышеизложенного. Послушаем, что говорит Даниил
27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год ) [2] ;
2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве (1943 год);
23 февраля — День защитника Отечества ;
18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере ( Ледовое побоище); сражение произошло 5 апреля 1242 года;
9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (1945 год);
7 июля — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении ; сражение произошло 24—26 июня ( 5 —7 июля ) 1770 года ;
10 июля — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении ; произошло 27 июня ( 8 июля ) 1709 года;
9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут; произошло 27 июля ( 7 августа ) 1714 года;
23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Курской битве (1943 год );
8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа ( 7 сентября ) 1812 года;
11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра; произошло 28—29 августа (8 —9 сентября )
1790 года ;
21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем
Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве ; произошло 8 сентября 1380 года;
4 ноября — День народного единства;
7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);
1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп; произошло 18 (30) ноября 1853 года;
5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в 1941 году;
24 декабря — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова ; произошло
11 (22) декабря 1790 года.
Особенности
Даты сражений, происходивших до введения в России григорианского календаря в 1918 году, в этом законе были получены путём прибавления к «старостильной » дате 13 дней, то есть разницы между новостильной и старостильной датами, какую они имеют в настоящее время. Иными словами, эти даты фактически отмечаются не по новому, а по старому стилю. Однако разница между старым и новым стилем в 13 дней накопилась лишь к XX веку. В XVII веке разница составляла 10 дней, в XIII веке не существовало разделения. Поэтому в исторической науке приняты другие даты нового стиля, нежели в данном законе.
"Повести временных лет" сообщений, связанных с представительницами
прекрасного пола, в пять раз меньше, чем "мужских". Женщины рассматриваются
летописцем преимущественно как предикат мужчины (впрочем, как и дети).
Именно поэтому на Руси до замужества девицу часто называли по отцу, но не в
виде отчества, а в притяжательной форме: Володимеряя, а после вступления в
брак - по мужу (в такой же, как и в первом случае посессивной,
владельческой форме; ср. оборот: мужняя жена, т.е. принадлежащая мужу).
Едва ли не единственным исключением из правила стало упоминание жены
князя Игоря Новгород-Северского в "Слове о полку Игореве" - Ярославна.
Кстати, это послужило А.А. Зимину одним из аргументов для обоснования
поздней датировки "Слова". Весьма красноречиво говорит о положении женщины
в семье цитата из "мирских притч", приведенная Даниилом Заточником (XII
в.):
"Ни птица во птицах сычь; ни в зверез зверь еж; ни рыба в рыбах рак;
ни скот в скотех коза; ни холоп в холопех, хто у холопа работает; ни
муж в мужех, кто жены слушает".
Деспотические порядки, получившие широкое распространение в
древнерусском обществе, не обошли стороной и семью. Глава семейства, муж,
был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все
домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова,
находились в его полном подчинении. Прежде всего это относилось к женской
половине дома. Считается, что в древней Руси до замужества девушка из
родовитой семьи, как правило, не имела права выходить за пределы
родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, и до свадьбы она его
обычно не видела.
После свадьбы ее новым "хозяином" становился супруг, а иногда (в
частности, в случае его малолетства - такое случалось часто) и тесть.
Выходить за пределы нового дома, не исключая посещения церкви, женщина
могла лишь с разрешения мужа. Только под его контролем и с его разрешения
она могла с кем-либо знакомиться, вести разговоры с посторонними, причем
содержание этих разговоров также контролировалось. Даже у себя дома женщина
не имела права тайно от мужа есть или пить, дарить кому бы то ни было
подарки либо получать их.
В российских крестьянских семьях доля женского труда всегда была
необычайно велика. Часто женщине приходилось браться даже за соху. При этом
особенно широко использовался труд невесток, чье положение в семье было
особенно тяжелым.
В обязанности супруга и отца входило "поучение" домашних, состоявшее в
систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена.
Считалось, что человек, не бьющий жену, "дом свой не строит" и "о своей
душе не радеет", и будет "погублен" и "в сем веке и в будущем". Лишь в XVI
в. общество попыталось как-то защитить женщину, ограничить произвол мужа.
Так, "Домострой" советовал бить жену "не перед людьми, наедине поучить" и
"никако же не гневатися" при этом. Рекомендовалось "по всяку вину" "ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни
посохом не колотить, никаким железным или деревяным не бить".
Такие "ограничения" приходилось вводить хотя бы в рекомендательном
порядке, поскольку в обыденной жизни, видимо, мужья не особенно стеснялись
в средствах при "объяснении" с женами. Недаром тут же пояснялось, что у
тех, кто "с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают:
слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная
болезнь, а у беременных жен и детем поврежение бывает в
утробе".
Вот почему давался совет избивать жену не за каждую, а лишь за
серьезную провинность, и не чем и как попало, а "соймя рубашка, плеткою
вежливенько (бережно!) побить, за руки держа".
В то же время следует отметить, что в домонгольской Руси женщина
обладала целым рядом прав. Она могла стать наследницей имущества отца (до
выхода замуж). Самые высокие штрафы платились виновными в "пошибании"
(изнасиловании) и оскорблении женщин "срамными словами". Рабыня, жившая с
господином, как жена, становилась свободной после смерти господина.
Появление подобных правовых норм в древнерусском законодательстве
свидетельствовало о широкой распространенности подобных случаев.
Существование у влиятельных лиц целых гаремов фиксируется не только в
дохристианской Руси ), но и в гораздо
более позднее время. Так, по свидетельству одного англичанина, кто-то из
приближенных царя Алексея Михайловича отравил свою жену, поскольку она
высказывала недовольство по поводу того, что ее супруг содержит дома
множество любовниц. Вместе с тем в некоторых случаях женщина, видимо, и
сама могла стать настоящим деспотом в семье. Трудно, конечно, сказать, что
повлияло на взгляды авторов и редакторов популярных в Древней Руси
"Моления" и "Слова", приписываемых некоему Даниилу Заточнику, - детские
впечатления об отношениях между отцом и матерью либо собственный горький
семейный опыт, однако в этих произведениях женщина вовсе не выглядит столь
беззащитной и неполноправной, как может представиться из вышеизложенного.
Послушаем, что говорит Даниил