Выберите верные утверждения. Октавиан Август – император, переименовавший месяц секстилий в свою честь.
Прокопий Кесарийский – автор эпической поэмы «Энеида».
Траян – император, при котором территория Рима достигла максимальных размеров.
Тулл Гостилий – основатель города Рима.
Перикл – афинский полководец в битве при Марафоне.
Каракалла – император, даровавший всем жителям Римского государства гражданство.
Искусство для итальянского художника было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника – ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта. Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи. Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки. Учился он во Флоренции, в мастерской скульптора и живописца Андреа Верроккьо. Одна из ранних работ юного художника – фигура ангела в картине Верроккьо «Крещение» (Флоренция, Уффици) – выделяется среди застывших персонажей тонкой одухотворенностью и свидетельствует о зрелости ее создателя.
Польская шляхта называла время от подавления крестьянско-казацкого восстания 1638 г. до начала освободительной войны в 1648 г. периодом «золотого покоя». В действительности же это десятилетие было для украинского народа временем самого тяжёлого феодально-крепостнического и национально-религиозного гнёта, временем ожесточённой классовой борьбы крестьянства и казачества против крепостников, временем, когда украинский народ собирал свои силы для решительного выступления против магнатско-шляхетских поработителей.
Подавив крестьянско-казацкие восстания 30-х годов XVII в., польские и полонизировавшиеся украинские магнаты и шляхта ещё более усилили феодальное наступление на крестьянство и казачество. За счёт обезземеливания крестьян феодалы-крепостники всё более увеличивали барскую запашку. Особенно возрастала барская запашка на Левобережной Украине, где в предшествующий период она не достигала ещё тех размеров, какие были в других областях страны. Одновременно быстро увеличивались крестьянские повинности, прежде всего барщина. Исключительно тяжёлым было положение крестьян в тех имениях, которые сдавались в аренду (обычно на короткий срок). Арендатор стремился сорвать с крестьян всё, что только можно. Обычным результатом хозяйничанья арендатора было полное разорение крестьянских хозяйств.
Резко ухудшилось и положение казацких масс. С террора польские и полонизировавшиеся украинские магнаты и шляхта стремились закрепостить казачество, захватывали казацкие земли, силой принуждали казаков отбывать тяжёлые феодальные повинности. Рост феодальной эксплуатации сопровождался резким усилением национального и религиозного гнёта на Украине.
В ответ на захват магнатами и шляхтой крестьянских и казацких земель, увеличение феодальных повинностей и усиление национально-религиозного гнёта в разных областях Украины то и дело происходили волнения. Крестьяне и казаки жгли шляхетские усадьбы, уничтожали панскую челядь, нападали на шляхтичей. Эти волнения имели локальный характер и зверским образом подавлялись магнатами и шляхтой.
Крестьяне массами бежали из магнатских и шляхетских имений.
О масштабах бегства крестьян в эти годы можно судить, например, по следующим данным: в 1646 г. из коростышевского имения Уханского «для... утяженя и срозе великого здирства одные ганебне суте зубожоные, а другие зас, не могучы длужей таковому подлегат утрапеню, плюс вел минус до петисот человека хлопов тяглых и добре заможистых... проч розейстисе мусели...» («из-за угнетения и непомерного обирательства одни крестьяне бесстыдным образом разорены, другие же, не в силах терпеть далее такое притеснение, в числе около 500 человек хозяйственных крестьян вынуждены были бежать»).
Вместе с тем в 1638-1648 гг. на Украине с особенной силой бушевала феодальная анархия. От произвола магнатов и шляхты страдали не только крестьяне и рядовые казаки, но и городское население, мелкая и средняя православная украинская шляхта, лишённое после «ординации» 1638 г. своих прав реестровое казачество. Польская шляхта и магнаты стремились превратить даже реестровых казаков в крепостных, подвергали всевозможным притеснениям казацкую старшину.
От бесконечных столкновений магнатских и шляхетских родов прежде всего страдали крестьяне и городское население. Польские и полонизировавшиеся магнаты и шляхта не считали украинских крестьян за людей и грубо попирали их человеческое достоинство. Для шляхетских насильников ничего не стоило убить или искалечить крепостного крестьянина и жителя местечка.
В 1646 г., например, во время шляхетского «наезда» на имение Яна Новосельского шляхетские насильники «подданому (крепостному) межирицкому Никона Шваба, сеном обовезавши, огне запалили, побили и змордовали; Бориса Короля, за шию увязавши, тыранским до коня в окгона (к хвосту) привезавши, по полю волочили, обухами збили; Ивана Глинку, которого збивши, руку обтели (отсекли), аж мало не упала; Форся Немирича поранили и инших немало побили».
Не менее показательным является «наезд» в 1645 г. князя Иеремии Вишневецкого на местечко Межиричи и село Воробьёвку, которые арендовал шляхтич Якуб Кашевский. В «наезде» приняло участие 5 тыс. человек. При этом было разграблено имущество не только Кашевского, но и крестьян и работных людей. Местечко и село были захвачены вельможным князем.
В результате чудовищного усиления феодально-крепостнического и национально-религиозного гнёта, магнатско-шляхетского произвола и феодальной анархии под угрозой оказалось само существование украинского народа. В ликвидации господства магнатско-шляхетской Речи Посполитой были жизненно заинтересованы самые широкие слои украинского общества. Десятилетие 1638-1648 гг. полностью подготовило почву для нового подъёма освободительного движения на Украине в невиданных до того времени масштабах. Освободительная война приближалась как неудержимый могучий поток.