Различия между Китаем и Японией в средневековую эпоху намного более серьезны, чем это может показаться внешне, что предопределило разницу путей развития этих стран со всеми вытекающими отсюда последствиями для судеб этих народов. Прежде всего следует отметить (это любимая тема японских философов) " уникальную восприимчивость японской нации к нововведениям и заимствованиям", которая базируется "на внутренней склонности к изменениям". Е. Такеути пишет: "Японская культура обращена вовне и все время ждет нового", она - "культура поворотов". Китайская же культура - самодовлеющая и самодостаточная, замкнутая на себя - сначала она породила китаецентризм, а затем он, в свою очередь, поддерживал ее замкнутость и антифоринизм. Типологическая разница культур предопределила последующую разницу путей исторического развития этих двух стран.вот
Александр родился в семье великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I) и его жены Александры Федоровны 17 апреля 1818 года. Он был одним из немногих российских самодержцев, которые родились в Москве (великокняжеская чета прибыла туда для встречи Пасхи). Маленький Саша был долгожданным ребенком, ведь он стал первым за долгое время рожденным мальчиком в царской семье, поэтому его рождение воспринималось как праздник. В честь этого события был дан залп из 201 пушки.
Маленький Саша был весьма красивым и очень обаятельным ребенком. Это очарование будет сохраняться у него и во взрослой жизни, а сам он будет этим пользоваться неоднократно, особенно в общении с дамами.
Александр II в детстве
Александр II в детстве
Однако несчастья в детстве маленького Саши будут встречаться не раз. Например, в декабре 1825 года семилетний мальчик стал свидетелем кровавых событий на Сенатской площади, которые вошли в историю как восстание декабристов.Кроме того, Александр рос в спартанских условиях, которые были созданы для него строгим и дисциплинированным отцом. Николай I, контролировавший все в своей империи, следил и за воспитанием сына, пресекая нежности и "сюсюканья" в адрес будущего императора. Однако мальчик, который от рождения был очень мягким и ранимым человеком, нелегко воспринимал тот режим, в который его поместил отец, заставлявший вставать цесаревича рано утром, ежедневно заниматься спортом и военной подготовкой, жить в строгих и скромных условиях и сдерживать свои эмоции.
Правда, воспитание юный царевич получил отменное. Александр был одним из немногих Романовых, которые получили хорошее образование и подготовку к принятию императорской власти. Он изучал законодательство, французский, немецкий и английский языки, фехтование, химию, финансы, историю и внешнюю политику. Его учителями были великий поэт В. Жуковский, знаменитый государственный деятель М. Сперанский, министр финансов империи Е. Канкрин, а одним из любимых воспитателей был полковник К. Мердер, опекавший и охранявший юного наследника.
В.А. Жуковский, повлиявший на либеральные взгляды
В.А. Жуковский, повлиявший на либеральные взгляды
Александр по-настоящему готовился к императорской власти. В 1834 году Николай I ввел сына в состав Сената, в 1835 году - в состав Синода, а с начала 40-х годов он стал принимать участие в работе Государственного совета и Комитета министров. 1837 год был ознаменован грандиозным путешествием наследника по России, которое подготовил для него В. Жуковский, ставший и участником этого события. Александр стал первым из династии, кто пересек Урал и посетил Сибирь. Кроме того, в этом путешествии он встретился с теми самыми декабристами, которые готовили восстание против его отца и самого Александра, собрал их и постарался
Детство, отрочество, юность Александра II
А в 1838-39 годах наследник посетил Европу, где гостил у правящих монархов. Одна из таких встреч чуть было не изменила судьбу русского принца: он влюбился в молодую королеву Англии Викторию, что, однако, было лишь мгновением и ничем не закончилось.
К 1855 году Александр был прекрасно подготовленным наследником престола, который сам неоднократно решал важнейшие проблемы (например, в дни Крымской войны он руководил войсками столицы, которая была на военном положении), участвовал в работе государственных органов. Поэтому неожиданная смерть отца в феврале 1855 года не застала будущего императора врасплох. Сам отец перед кончиной сказал: "Оставляю тебе команду не в том порядке, в котором хотел...", а потом сжал кулак и добавил: "Держи их всех! Держи все! Держи вот так!". Однако править император Александр II будет совсем не так, как его отец.
Прежде всего следует отметить (это любимая тема японских философов) " уникальную восприимчивость японской нации к нововведениям и заимствованиям", которая базируется "на внутренней склонности к изменениям". Е. Такеути пишет: "Японская культура обращена вовне и все время ждет нового", она - "культура поворотов". Китайская же культура - самодовлеющая и самодостаточная, замкнутая на себя - сначала она породила китаецентризм, а затем он, в свою очередь, поддерживал ее замкнутость и антифоринизм. Типологическая разница культур предопределила последующую разницу путей исторического развития этих двух стран.вот
Александр родился в семье великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I) и его жены Александры Федоровны 17 апреля 1818 года. Он был одним из немногих российских самодержцев, которые родились в Москве (великокняжеская чета прибыла туда для встречи Пасхи). Маленький Саша был долгожданным ребенком, ведь он стал первым за долгое время рожденным мальчиком в царской семье, поэтому его рождение воспринималось как праздник. В честь этого события был дан залп из 201 пушки.
Маленький Саша был весьма красивым и очень обаятельным ребенком. Это очарование будет сохраняться у него и во взрослой жизни, а сам он будет этим пользоваться неоднократно, особенно в общении с дамами.
Александр II в детстве
Александр II в детстве
Однако несчастья в детстве маленького Саши будут встречаться не раз. Например, в декабре 1825 года семилетний мальчик стал свидетелем кровавых событий на Сенатской площади, которые вошли в историю как восстание декабристов.Кроме того, Александр рос в спартанских условиях, которые были созданы для него строгим и дисциплинированным отцом. Николай I, контролировавший все в своей империи, следил и за воспитанием сына, пресекая нежности и "сюсюканья" в адрес будущего императора. Однако мальчик, который от рождения был очень мягким и ранимым человеком, нелегко воспринимал тот режим, в который его поместил отец, заставлявший вставать цесаревича рано утром, ежедневно заниматься спортом и военной подготовкой, жить в строгих и скромных условиях и сдерживать свои эмоции.
Правда, воспитание юный царевич получил отменное. Александр был одним из немногих Романовых, которые получили хорошее образование и подготовку к принятию императорской власти. Он изучал законодательство, французский, немецкий и английский языки, фехтование, химию, финансы, историю и внешнюю политику. Его учителями были великий поэт В. Жуковский, знаменитый государственный деятель М. Сперанский, министр финансов империи Е. Канкрин, а одним из любимых воспитателей был полковник К. Мердер, опекавший и охранявший юного наследника.
В.А. Жуковский, повлиявший на либеральные взгляды
В.А. Жуковский, повлиявший на либеральные взгляды
Александр по-настоящему готовился к императорской власти. В 1834 году Николай I ввел сына в состав Сената, в 1835 году - в состав Синода, а с начала 40-х годов он стал принимать участие в работе Государственного совета и Комитета министров. 1837 год был ознаменован грандиозным путешествием наследника по России, которое подготовил для него В. Жуковский, ставший и участником этого события. Александр стал первым из династии, кто пересек Урал и посетил Сибирь. Кроме того, в этом путешествии он встретился с теми самыми декабристами, которые готовили восстание против его отца и самого Александра, собрал их и постарался
Детство, отрочество, юность Александра II
А в 1838-39 годах наследник посетил Европу, где гостил у правящих монархов. Одна из таких встреч чуть было не изменила судьбу русского принца: он влюбился в молодую королеву Англии Викторию, что, однако, было лишь мгновением и ничем не закончилось.
К 1855 году Александр был прекрасно подготовленным наследником престола, который сам неоднократно решал важнейшие проблемы (например, в дни Крымской войны он руководил войсками столицы, которая была на военном положении), участвовал в работе государственных органов. Поэтому неожиданная смерть отца в феврале 1855 года не застала будущего императора врасплох. Сам отец перед кончиной сказал: "Оставляю тебе команду не в том порядке, в котором хотел...", а потом сжал кулак и добавил: "Держи их всех! Держи все! Держи вот так!". Однако править император Александр II будет совсем не так, как его отец.