Восстановление православной иерархии и сеймовая борьба за легализацию ее прав (1620-1632 гг.))Опубликовано gecevich on Saturday, 7 May 2016
В результате Контрреформации впервой четверти XVII в. на территории Речи Посполитой действовал только один православный иерарх – Львовский епископ Иеремия. Существовала реальная опасность исчезновения православной иерархии. Однако этому помешало одно обстоятельство: в конце марта 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан, возвращаясь из Москвы с посвящения Московского патриарха Филарета, прибыл в Киев.
Правящие круги Речи Посполитой отнеслись к Феофану с подозрением, так как он считался подданным турецкого султана, который был тогда в явной вражде с Речью Посполитой. Существовало опасение, что патриарх послан из Константинополя с поручением возбудить Москву против Речи Посполитой, поэтому за ним была установлена постоянная слежка [11, с. 400-401].
15 августа 1620 г. в Киеве состоялся съезд православных, на котором происходило посвящение избранных кандидатов на высшие посты в православной иерархии. Это происходило тайно, так как не было ис разрешения короля. На митрополию Киевскую и Галицкую был посвящен Иов Борецкий, а епископами стали Исаия Копинский и Мелетий Смотрицкий [11, с. 403-404]. В это время резко изменилась военно-политическая ситуация – армия Речи Посполитой потерпела поражение в октябре 1620 г. под Цецерой от турок. Однако неясно одно, решение о поставлении епископов было принято до получения в Киеве известий о поражении или после, когда стало ясно, что Речь Посполитая будет нуждаться в поддержке казачества [11, с. 665].
На варшавском сейме 1620 г. вопрос об утверждении королем новопоставленной православной иерархии даже не поднимался [14, с. 12]. Главным на тот момент был поиск средств для отражения турок. Сейм постановил призвать на казаков. А король отправил письмо к Феофану, прося его склонить запорожцев двинуться на борьбу с врагами Речи Посполитой [1, с. 407]. Возможно, что в начале ноября, когда открылся сейм, посвящение православных иерархов в Киеве оставалось еще тайной для властей. К концу же 1620 г. это событие должно было стать очевидным, благодаря активной деятельности Мелетия Смотрицкого, который, вернувшись в Вильно, разослал универсалы о своем назначении по всей Полоцкой епархии.
1) Античной Македонии», в которой достаточно подробно исследовано становление и развитие Македонии на всех этапах её существования, в частности, и периода правления Филиппа II. Также можно назвать работы С.А.Жебелева «Возвышение Македонии и падение независимости Греции» и М.А.Кондратюка «Коринфская лига и её роль в политической истории Греции 30-20-х гг. IV в. до н.э.», в которых рассматриваются отдельные аспекты, связанные с развитием Македонии того времени. Однако, к сожалению, подробного исследования этого вопроса в отечественной историографии пока нет. На мой взгляд, воистину фундаментальной работой посвящённой Филиппу II и Македонии является книга Йена Уортингтона, которая в 2013 году была переведена на русский язык. Её автор исследует политическую деятельность македонского царя, рассматривает военные и реформаторские действия Филиппа II, а также даёт полный анализ политической обстановки как в Македонии, так и в Греции. Особую ценность в этом исследовании имеют приведённые автором данные достаточно современных археологических исследований, связанных с этой проблемой, на мой взгляд, это особенно важно, так как в истории античности очень сложно выяснить что-то новое без данных археологии, только археологические находки и их анализ могут двигать изучение вопросов античной истории вперёд.
2) Эта битва является одной из самых важных в истории не только Древней Греции, но и всего античного мира: Филипп Македонский, в результате разгромной победы над альянсом могущественных древнегреческих полисов во главе с Афинами и Фивами, стал де-факто правителем всей Греции, получив статус генерала-стратега для войны с Персидским царством-войны, которую он давно планировал. Филиппу так и не довелось повести в бой объединенные греческие войска, так как его жизнь прервало покушение. Его военные планы были осуществлены его сыном - Александром Великим, завоевавшим не только Персию, но и все, что можно было завоевать, положив, таким образом, начало целой эре в истории античного мира- эпохи эллинизма.
В результате Контрреформации впервой четверти XVII в. на территории Речи Посполитой действовал только один православный иерарх – Львовский епископ Иеремия. Существовала реальная опасность исчезновения православной иерархии. Однако этому помешало одно обстоятельство: в конце марта 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан, возвращаясь из Москвы с посвящения Московского патриарха Филарета, прибыл в Киев.
Правящие круги Речи Посполитой отнеслись к Феофану с подозрением, так как он считался подданным турецкого султана, который был тогда в явной вражде с Речью Посполитой. Существовало опасение, что патриарх послан из Константинополя с поручением возбудить Москву против Речи Посполитой, поэтому за ним была установлена постоянная слежка [11, с. 400-401].
15 августа 1620 г. в Киеве состоялся съезд православных, на котором происходило посвящение избранных кандидатов на высшие посты в православной иерархии. Это происходило тайно, так как не было ис разрешения короля. На митрополию Киевскую и Галицкую был посвящен Иов Борецкий, а епископами стали Исаия Копинский и Мелетий Смотрицкий [11, с. 403-404]. В это время резко изменилась военно-политическая ситуация – армия Речи Посполитой потерпела поражение в октябре 1620 г. под Цецерой от турок. Однако неясно одно, решение о поставлении епископов было принято до получения в Киеве известий о поражении или после, когда стало ясно, что Речь Посполитая будет нуждаться в поддержке казачества [11, с. 665].
На варшавском сейме 1620 г. вопрос об утверждении королем новопоставленной православной иерархии даже не поднимался [14, с. 12]. Главным на тот момент был поиск средств для отражения турок. Сейм постановил призвать на казаков. А король отправил письмо к Феофану, прося его склонить запорожцев двинуться на борьбу с врагами Речи Посполитой [1, с. 407]. Возможно, что в начале ноября, когда открылся сейм, посвящение православных иерархов в Киеве оставалось еще тайной для властей. К концу же 1620 г. это событие должно было стать очевидным, благодаря активной деятельности Мелетия Смотрицкого, который, вернувшись в Вильно, разослал универсалы о своем назначении по всей Полоцкой епархии.
Античной Македонии», в которой достаточно подробно исследовано становление и развитие Македонии на всех этапах её существования, в частности, и периода правления Филиппа II. Также можно назвать работы С.А.Жебелева «Возвышение Македонии и падение независимости Греции» и М.А.Кондратюка «Коринфская лига и её роль в политической истории Греции 30-20-х гг. IV в. до н.э.», в которых рассматриваются отдельные аспекты, связанные с развитием Македонии того времени. Однако, к сожалению, подробного исследования этого вопроса в отечественной историографии пока нет. На мой взгляд, воистину фундаментальной работой посвящённой Филиппу II и Македонии является книга Йена Уортингтона, которая в 2013 году была переведена на русский язык. Её автор исследует политическую деятельность македонского царя, рассматривает военные и реформаторские действия Филиппа II, а также даёт полный анализ политической обстановки как в Македонии, так и в Греции. Особую ценность в этом исследовании имеют приведённые автором данные достаточно современных археологических исследований, связанных с этой проблемой, на мой взгляд, это особенно важно, так как в истории античности очень сложно выяснить что-то новое без данных археологии, только археологические находки и их анализ могут двигать изучение вопросов античной истории вперёд.
2)
Эта битва является одной из самых важных в истории не только Древней Греции, но и всего античного мира: Филипп Македонский, в результате разгромной победы над альянсом могущественных древнегреческих полисов во главе с Афинами и Фивами, стал де-факто правителем всей Греции, получив статус генерала-стратега для войны с Персидским царством-войны, которую он давно планировал. Филиппу так и не довелось повести в бой объединенные греческие войска, так как его жизнь прервало покушение. Его военные планы были осуществлены его сыном - Александром Великим, завоевавшим не только Персию, но и все, что можно было завоевать, положив, таким образом, начало целой эре в истории античного мира- эпохи эллинизма.