Выпишите в тетрадь, какой из этих маршрутов был наиболее протяженным. Какой из них, на ваш взгляд, был более сложным? Объясните критерии сложности, которые вы использовали при оценке маршрута (кратко).
Земли платили дань - ясак. платили ценностями (драгметаллами и пушниной) и рабами. кроме того, хан назначал своих посланников своими представителями в землях, которые осуществляли там деятельность от его имени. им давала специальная грамота с полномочиями - ярлык иго – это политическая и зависимость руси от орды. татаро-монгольское иго представляло собой сложную систему, главной целью которой было использование и военного потенциала руси в интересах золотой орды. в отношении оно проявлялось в ежегодной выплате русью огромной дани татарам или, как называли ее на руси, “ордынский выход”. сборщиками дани были баскаки, которые после специальной переписи собирали дань с дома-хозяйства. политическая зависимость выражалось в изменении положения князей. князья должны были ездить в орду и получать там ханские ярлыки на свои княжества. хан, таким образом, становился источником княжеской власти. зависимость проявилась в том, что с жителей брали не только дань, но и поплужное, ям, «корм» , собирали воинов, ремесленников. большинство исследователей ига считают, что итогами монголо-татарского ига для земель были разрушения и регресс. иго отбросило княжества назад в своём развитии и стало главной причиной отставания россии от стран запада. оно явилось тормозом для роста производительных сил руси, находившихся на более высоком социально- уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар, законсервировало на долгое время натуральный характер хозяйства. исследователи отмечают на руси в период ига упадок строительства из камня и исчезновение сложных ремесел, таких как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность запада переходила к эпохе первоначального накопления, ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того пути, который был проделан до батыя» была создана система зависимости руси от золотой орды 1) князья, попали в политическую - вассальную зависимость к монгольским ханам, так как должны были получать ярлык -ханскую грамоту на правление. ярлык давал право на политическую и военную поддержку со стороны орды. сама процедура получения ярлыка была унизительной. многие князья, особенно в первые годы зависимости, не могли с этим смириться и в орде. при такой системе в политическом отношении княжества сохраняли автономию и администрацию. князья, как и прежде, подвластным населением, но были вынуждены уплачивать подати и подчинятся представителям хана. монгольские ханы осуществляли жёсткий контроль за деятельностью князей, не позволяя им консолидироваться; 2) зависимость земель выражалась в том, что ежегодно люди должны были выплачивать дань. принуждения осуществлялось при четкой системы налогов. в сельской местности был введен поземельный налог – харадж (поплужное - подать с плуга) , в городах – тамга (торговая пошлина) и т. д. для сбора налогов монголы трижды проводили переписи платежеспособного населения, для чего в землю посылались численники. дань с руси, отправляемая хану, получила название ордынского выхода. 3) кроме дани, князья должны были поставлять рекрутов для ханского войска (1 от каждых 10 дворов) . воины должны были участвовать в военных походах монголов.
В завоеванных арабами странах вместе с исламом широко распространялся арабский язык. На нем велись дела в суде, обучение в школе. Арабский язык стал языком науки и литературы, его даже называют "латынью Востока".
Начальный школы были частными. При больших мечетях в городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе. При дворе халифов, эмиров и знатных людей жили и работали ученые, поэты, знатоки Корана. В халифате развивались такие науки, как математика, астрономия, история, география. В Багдаде был основан "Дом мудрости" - хранилище рукописей, где переводились и переписывались книги. В других городах также возникли свои "дома мудрости". Арабы создали алгебру и стали пользоваться индийскими цифрами, которые позднее заимствовали у них европейцы. Эти цифры до сих пор называют арабскими.
В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Наблюдения арабских астрономов позволили им вычислить окружность Земли, описать положение светил на небе. Ученый из Средней Азии Аль Бируни (973 - ок. 1050) высказал гениальную догадку, что центром Вселенной является Солнце, а Земля вращается вокруг него. Ученый и медик Ибн Сина (980-1037), живший в Средней Азии, прославился как "глава ученых" Востока.
Излюбленные на арабском Востоке сказания, легенды и истории были позднее собраны в известный всему миру сборник "Тысяча и одна ночь". Знаменитейший поэт Фирдоуси, писавший на таджикско-персидском языке фарси, более 30 лет работал над поэмой "Шах-наме" (".Книга царей"), в которой прославил подвиги великих героев.
В городах всего мусульманского мира сооружались мечети - места, где собирались для молитвы и суда, где хранились собранные для бедных деньги. В мечети имелся четырехугольный молитвенный зал и двор, окруженный галереей с колоннами. Во время молитвы верующие становились лицом к специальной нише - михрабу, обращенному в сторону Мекки, и повторяли все движения священнослужителя - муллы. Около каждой мечети возводилось несколько башен - минаретов, с которых верующие 5 раз в день созывались на молитву.
Арабы внесли большой вклад в становление европейской науки. Труды арабских математиков и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы. У арабов они научились чертить карты, пользоваться компасом и глобусом. Мусульманское искусство повлияло на архитектуру Испании, Южной Италии, Средней Азии, Индии и многих стран Африки. Многие труды античных писателей и ученых стали известны в Европе благодаря арабским переводам.
В завоеванных арабами странах вместе с исламом широко распространялся арабский язык. На нем велись дела в суде, обучение в школе. Арабский язык стал языком науки и литературы, его даже называют "латынью Востока".
Начальный школы были частными. При больших мечетях в городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе. При дворе халифов, эмиров и знатных людей жили и работали ученые, поэты, знатоки Корана. В халифате развивались такие науки, как математика, астрономия, история, география. В Багдаде был основан "Дом мудрости" - хранилище рукописей, где переводились и переписывались книги. В других городах также возникли свои "дома мудрости". Арабы создали алгебру и стали пользоваться индийскими цифрами, которые позднее заимствовали у них европейцы. Эти цифры до сих пор называют арабскими.
В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Наблюдения арабских астрономов позволили им вычислить окружность Земли, описать положение светил на небе. Ученый из Средней Азии Аль Бируни (973 - ок. 1050) высказал гениальную догадку, что центром Вселенной является Солнце, а Земля вращается вокруг него. Ученый и медик Ибн Сина (980-1037), живший в Средней Азии, прославился как "глава ученых" Востока.
Излюбленные на арабском Востоке сказания, легенды и истории были позднее собраны в известный всему миру сборник "Тысяча и одна ночь". Знаменитейший поэт Фирдоуси, писавший на таджикско-персидском языке фарси, более 30 лет работал над поэмой "Шах-наме" (".Книга царей"), в которой прославил подвиги великих героев.
В городах всего мусульманского мира сооружались мечети - места, где собирались для молитвы и суда, где хранились собранные для бедных деньги. В мечети имелся четырехугольный молитвенный зал и двор, окруженный галереей с колоннами. Во время молитвы верующие становились лицом к специальной нише - михрабу, обращенному в сторону Мекки, и повторяли все движения священнослужителя - муллы. Около каждой мечети возводилось несколько башен - минаретов, с которых верующие 5 раз в день созывались на молитву.
Арабы внесли большой вклад в становление европейской науки. Труды арабских математиков и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы. У арабов они научились чертить карты, пользоваться компасом и глобусом. Мусульманское искусство повлияло на архитектуру Испании, Южной Италии, Средней Азии, Индии и многих стран Африки. Многие труды античных писателей и ученых стали известны в Европе благодаря арабским переводам.
Объяснение:
вроде все важное