Экономика Индии в период британского правления (1858—1947) носила колониальный характер и являлась, наряду с армией и гражданской администрацией, важным инструментом управления покорёнными территориями. Экономика отдельных территориальных образований (президентств, провинций, «туземных княжеств») имела свою хозяйственную специализацию и не всегда была ориентирована на общеиндийский рынок. Британские власти проводили политику сдерживания национальной консолидации различных народов и поддерживали территориально-хозяйственную раздробленность колонии. Важными вехами в развитии индийской экономики были строительство железных дорог и портов, а также появление фабричного текстильного производства.
Новые промышленные предприятия появлялись вокруг оживлённых портов и вдоль железнодорожных магистралей. В аграрном секторе внедрялись современные оросительные системы с использованием насосов и высокотоварное плантационное хозяйство. Во многих городах появлялись электростанции, банки, страховые компании, отделения почты и телеграфа, университеты, колледжи, издательства и больницы. В то же время в Индии существовал внушительный пласт экономики, который слабо соприкасался с британскими властями и обслуживал повседневные нужды коренного населения (огромные базары и ярмарки, на которые стекались купцы, крестьяне и бродячие артисты, специфические касты и ремесленники, работавшие на храмы и князей, постоялые дворы и уличные харчевни, обслуживавшие многочисленных паломников, которые следовали к «святым местам»).
Во Франции в 1870 г. установился республиканский строй, однако позиции монархистов еще были сильны. Французская буржуазия, побуждаемая демократическими слоями, повела длительную борьбу за упрочение республики. В 1875 г. была принята конституция Третьей республики, предусматривавшая создание двухпалатного парламента. Главой государства объявлялся президент, избираемый палатами парламента. Он обладал большими полномочиями. В борьбе за утверждение республики и ее демократизацию Франция пережила в конце XIX в. несколько серьезных политических кризисов.В Германии в 1871 г. была принята конституция, по которой исполнительная и частично законодательная власть сконцентрировалась в руках императора. Высшим представительным органом являлся рейхстаг, избираемый на основе всеобщего избирательного права. Законы, принимаемые нижней палатой парламента, подлежали утверждению в верхней палате и императором. Он назначал канцлера — союзного министра, ответственного только перед ним. В Пруссии сохранялся трехклассный избирательный закон на выборах в местный ландтаг.
В Италии утвердилась буржуазная монархия. Законодательная власть принадлежала королю и парламенту, состоявшему из сената и палаты представителей. Король назначал и смещал высших должностных лиц государства, имел право роспуска парламента. Избирательное право получил крайне узкий слой имущих классов.
Обострение социальных противоречий, рост массового движения вынудили правящие круги многих западных стран пойти на демократизацию политического строя, главным образом по пути расширения избирательных прав. В Англии реформа избирательного права 80-х гг. увеличила число избирателей в парламент за счет мелкой буржуазии и верхушки рабочего класса. Реформа избирательного права в Италии (1882) предоставила право голоса средним и даже мелким собственникам. В Германии велась настойчивая борьба демократических сил за отмену трехклассной избирательной системы в Пруссии.
Экономика Индии в период британского правления (1858—1947) носила колониальный характер и являлась, наряду с армией и гражданской администрацией, важным инструментом управления покорёнными территориями. Экономика отдельных территориальных образований (президентств, провинций, «туземных княжеств») имела свою хозяйственную специализацию и не всегда была ориентирована на общеиндийский рынок. Британские власти проводили политику сдерживания национальной консолидации различных народов и поддерживали территориально-хозяйственную раздробленность колонии. Важными вехами в развитии индийской экономики были строительство железных дорог и портов, а также появление фабричного текстильного производства.
Новые промышленные предприятия появлялись вокруг оживлённых портов и вдоль железнодорожных магистралей. В аграрном секторе внедрялись современные оросительные системы с использованием насосов и высокотоварное плантационное хозяйство. Во многих городах появлялись электростанции, банки, страховые компании, отделения почты и телеграфа, университеты, колледжи, издательства и больницы. В то же время в Индии существовал внушительный пласт экономики, который слабо соприкасался с британскими властями и обслуживал повседневные нужды коренного населения (огромные базары и ярмарки, на которые стекались купцы, крестьяне и бродячие артисты, специфические касты и ремесленники, работавшие на храмы и князей, постоялые дворы и уличные харчевни, обслуживавшие многочисленных паломников, которые следовали к «святым местам»).
В Италии утвердилась буржуазная монархия. Законодательная власть принадлежала королю и парламенту, состоявшему из сената и палаты представителей. Король назначал и смещал высших должностных лиц государства, имел право роспуска парламента. Избирательное право получил крайне узкий слой имущих классов.
Обострение социальных противоречий, рост массового движения вынудили правящие круги многих западных стран пойти на демократизацию политического строя, главным образом по пути расширения избирательных прав. В Англии реформа избирательного права 80-х гг. увеличила число избирателей в парламент за счет мелкой буржуазии и верхушки рабочего класса. Реформа избирательного права в Италии (1882) предоставила право голоса средним и даже мелким собственникам. В Германии велась настойчивая борьба демократических сил за отмену трехклассной избирательной системы в Пруссии.