изначально христианская религия была единой и для жителей европы, и для народов киевской руси, византии, болгарии. но конфликт, возникший между римскими папами и константинопольскими патриархами не утихал, а только разрастался, пока в 1054 год не произошел раскол прежде единой церкви на католическую и православную.
католическая церковь в средневековье, кратко говоря, была активным участником феодальных отношений. было время, когда ей принадлежала треть земель в европе. она была самым крупным феодалом. богатство церкви заключалось не только в земле. все население должно было выплачивать в ее пользу десятину – десятую часть годового дохода.
кроме того, за все церковные обряды (крещение, отпевание) нужно было платить немалую сумму денег.
в средние века церковь строго следила за исполнением всех обрядов и за тем, чтобы ее влиянию не был нанесен урон. несогласных с ее учением церковь жестоко преследовала и наказывала при инквизиции, церковного суда. существовала целая система наказаний. человека, в том числе и правителя государства, могли отлучить от церкви или предать анафеме. преследованиям не раз подвергались ученые, своими открытиями или теориями подрывавшие авторитет церкви. несколько раз против своих врагов в той же европе папы римские организовывали крестовые походы. во время одного из них был практически уничтожен юг франции.
вместе с тем, в средние века именно церковь взяла на себя сохранения трудов античных авторов. она старательно собирала все рукописи, и в специальных мастерских при монастырях они переводились и переписывались. кроме того, существовали церковные школы для детей. в то время абсолютной неграмотности священники и монахи являлись самым образованным слоем общества.
роль церкви в средние века огромна. она была носителем культуры, сохранила бесценные труды античности, дала толчок развитию архитектуры и других искусств, пыталась привить населению христианские правила поведения, выступала за сохранение института брака
Вконце 18 в. процесс развития культуры вступает в новую стадию развития. формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается язык, появляется национальная , увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. с 80-х годов правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. в 1786 г. согласно «уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. увеличилось число сословных школ для образования дворян. деятелем в сфере образования был и.и. бецкий. кроме народных училищ, он создал училище при академии художеств, коммерческое училище, медсестринское отделение при смольном институте благородных девиц.главным центром научной деятельности была академия наук. в целях развития высшего образования в россии, 12 января 1755 г. был открыт московский университет с двумя гимназиями, который стал центром просвещения. в отличие от европейских университетов, образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). в 1773 г. открывается горное училище в петербурге. создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. их разработкой занимались академия наук и московский университет. роль в развитии отечественной науки сыграл м.в. ломоносов - разносторонне одаренный ученый, поэт, и естествоиспытатель.особое развитие в 18 в. получили естественные науки. в 20-50 гг. 18 в. академия наук организовала великую северную экспедицию для исследования северо-востока азии, северного ледовитого океана, и северо-запада америки.в 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера европейской части россии. важнейшие открытия были сделаны с.и. челюскиным, с.г. мапыгиным, братьями лаптевыми. в. беринг и а.и. чириков прошли между чукоткой и аляской, открыв пролив между америкой и азией.во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. и.и. ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. и.п. кулибин создал проект одноарочного моста через неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов. этого периода представлена тремя направлениями. классицизм представляет творчество а.п. сумарокова (трагедия «дмитрий самозванец», комедия «опекун»). в романтическом стиле пишет н.м. карамзин («бедная лиза»). художественно-реалистическое направление представлено д.и. фонвизиным (комедии «бригадир» и «недоросль»).в 1790 г. была издана книга а.н. радищева «путешествие из петербурга в москву», содержавшая протест против крепостного права.в архитектуре господствовал стиль барокко, отличавшийся особой роскошью. это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.крупнейшими зодчими этого направления были в.в. растрелли в петербурге и д.в. ухтомский в москве. стиль классицизма в петербурге представляли д. кваренги, н.а. львов и ч. камерон. в москве в стиле классицизма строили в.и. баженов и м.ф. казаков. живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы ф.с. рокотова, д.г. левицкого, в.л. боровиковского). м. шибанов положил начало жанровой живописи. родоначальники пейзажной живописи - с.ф. щедрин и ф.я. алексеев. первые картины в жанре были созданы а.п. лосенко. замечательные творения скульпторы ф.и. шубин - мастер скульптурного портрета и м.и. козловский, который стал родоначальником классицизма в скульптуре.
ответ: е
изначально христианская религия была единой и для жителей европы, и для народов киевской руси, византии, болгарии. но конфликт, возникший между римскими папами и константинопольскими патриархами не утихал, а только разрастался, пока в 1054 год не произошел раскол прежде единой церкви на католическую и православную.
католическая церковь в средневековье, кратко говоря, была активным участником феодальных отношений. было время, когда ей принадлежала треть земель в европе. она была самым крупным феодалом. богатство церкви заключалось не только в земле. все население должно было выплачивать в ее пользу десятину – десятую часть годового дохода.
кроме того, за все церковные обряды (крещение, отпевание) нужно было платить немалую сумму денег.
в средние века церковь строго следила за исполнением всех обрядов и за тем, чтобы ее влиянию не был нанесен урон. несогласных с ее учением церковь жестоко преследовала и наказывала при инквизиции, церковного суда. существовала целая система наказаний. человека, в том числе и правителя государства, могли отлучить от церкви или предать анафеме. преследованиям не раз подвергались ученые, своими открытиями или теориями подрывавшие авторитет церкви. несколько раз против своих врагов в той же европе папы римские организовывали крестовые походы. во время одного из них был практически уничтожен юг франции.
вместе с тем, в средние века именно церковь взяла на себя сохранения трудов античных авторов. она старательно собирала все рукописи, и в специальных мастерских при монастырях они переводились и переписывались. кроме того, существовали церковные школы для детей. в то время абсолютной неграмотности священники и монахи являлись самым образованным слоем общества.
роль церкви в средние века огромна. она была носителем культуры, сохранила бесценные труды античности, дала толчок развитию архитектуры и других искусств, пыталась привить населению христианские правила поведения, выступала за сохранение института брака